Сайт репетитора
Виктории Клепиковой
В книге "Эволюция Человека" известный популяризатор науки Алексанр Марков написал, что, с точки зрения биологии, мы с вами живые существа, которым подходит масса биологических характеристик. В частности:
"Мы - эукариоты. Мы заднежгутиковые. Мы животные. Мы вторичноротые. Мы хордовые. Мы позвоночные. Мы челюстноротые. Мы четвероногие. Мы амниоты. Мы синапсиды. Мы млекопитающие. Мы плацентарные. Мы приматы. Мы обезьяны (антропоиды). Мы узконосые обезьяны. Мы человекообразные обезьяны (гоминоиды). Мы большие человекообразные обезьяны. Мы большие африканские человекообразные обезьяны. Наконец, мы люди".
С точки зрения школьного обществознания, человек, тем не менее, имеет ряд отлитичй от животных.
Например.
Особенности животных:
Особенности человека:
В обществознании считается, что человек представляет собой единство трёх компонентов:
Каждый человек наделён способностями.
Способности - индивидуально-психические качества человека, позволяющие ему успешно приобретать знания, умения, навыки.
Уровень развития способностей:
Индивид – отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.
Личность – это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств.
На формирование личности оказывают влияние наследственность и воспитание. К примеру, человеку передалась склонность к зависимостям (наркотики, алкоголь). Разумеется, он поймёт это про себя очень быстро и встанет перед выбором - поддаться или не вовлекаться. Если человек получил качественное воспитание, то у него скорее всего будут аргументы убедить себя не поддаваться переданной ему родственниками разрушительной тяге.
Личность формируется в процессе социализации.
Социализация – процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Типы мировоззрения:
Тип мировоззрения
Описание
Обыденное
Складывается на непосредственном жизненном опыте человека.
Мифологическое
Отрицает возможность постижения и объяснения мира. Опирается на предания об устройстве мира без попыток их критически осмыслить или проверить.
Религиозное
Опирается на религиозные догмы.
Философское
Объясняет действительность с позиции разума. Критически оценивает любую информацию и выстраивает систему взглядов на основе логики.
Научное
Опирается на достижения науки.
Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.
Структура деятельности:
1. Субъект - тот, кто совершает деятельность.
2. Объект - то, на что направлена деятельность.
3. Средства деятельности - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
4. Цель - желаемый результат деятельности.
5. Результат - то, чем завершилась деятельность.
6. Мотивы - причины заниматься какой-либо деятельность.
К деятельности человека побуждают потребности.
Потребность - ощущение недостаточности чего-либо необходимого, желаемого или полезного.
Виды потребностей:
1. Боилогические - в пище, сне, тепле, витаминах и т.д.
2. Социальные - в дружбе, поддержке, внимании и т.д.
3. Духовные - понимать свои жизненные цели, выработать систему ценностей, чувствовать важность своей работы, жить в соответствии со своими религиозными взглядами и т.д.
Виды деятельности:
Практическая
Духовная
Примеры:
Материально-производственная деятельность: Строители построили здание музея в городе. Мужчина приготовил ужин для семьи.
Социально-преобразовательная: Депутаты в Государственной Думе приняли новый закон о порядке работы пенсионной системы.
Познавательная: Учёба в школе, в институте. Самостоятельное чтение книг.
Ценностно-ориентировочная: Выработка своей системы ценностей каждого человека. Попытка разобраться, что для него является добром, а что злом, что он считает приемлемым со стороны других людей, в что нет.
Прогностическая: Осмысление действительности и выстравивание причинно-следственных связей между событиями, что позволяет планировать будущее.
Перейти к другим темам справочника по обществознанию