Человек, индивид, личность. Мировоззрение и деятельность

Человек, индивид, личность. Мировоззрение и деятельность

Человек, индивид, личность. 

В книге "Эволюция Человека" известный популяризатор науки Алексанр Марков написал, что, с точки зрения биологии, мы с вами живые существа, которым подходит масса биологических характеристик. В частности:

"Мы - эукариоты. Мы заднежгутиковые. Мы животные. Мы вторичноротые. Мы хордовые. Мы позвоночные. Мы челюстноротые. Мы четвероногие. Мы амниоты. Мы синапсиды. Мы млекопитающие. Мы плацентарные. Мы приматы. Мы обезьяны (антропоиды). Мы узконосые обезьяны. Мы человекообразные обезьяны (гоминоиды). Мы большие человекообразные обезьяны. Мы большие африканские человекообразные обезьяны. Наконец, мы люди".   

С точки зрения школьного обществознания, человек, тем не менее, имеет ряд отлитичй от животных.

Например.

Особенности животных:

Особенности человека:

В обществознании считается, что человек представляет собой единство трёх компонентов:

  1. Биологический - телесность, темперамент, пол, гендер, возраст, здоровье.
  2. Социальный - мировоззрение, моральные принципы, опыт.
  3. Психический - внимание, память, характер                                                                                                      

Каждый человек наделён способностями.

Способности - индивидуально-психические качества человека, позволяющие ему успешно приобретать знания, умения, навыки. 

Уровень развития способностей: 

  1. Задатки
  2. Склонность
  3. Одарённость
  4. Талант
  5. Гениальность

Индивид – отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.

Личность – это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств.

На формирование личности оказывают влияние наследственность и воспитание. К примеру, человеку передалась склонность к зависимостям (наркотики, алкоголь). Разумеется, он поймёт это про себя очень быстро и встанет перед выбором - поддаться или не вовлекаться. Если человек получил качественное воспитание, то у него скорее всего будут аргументы убедить себя не поддаваться переданной ему родственниками разрушительной тяге.  

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.

 

Мировоззрение

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Типы мировоззрения:

 

Тип мировоззрения

 

Описание

Обыденное

 

Складывается на непосредственном жизненном опыте человека.

Мифологическое

 

Отрицает возможность постижения и объяснения мира. Опирается на предания об устройстве мира без попыток их критически осмыслить или проверить.

Религиозное

 

Опирается на религиозные догмы.

Философское

 

Объясняет действительность с позиции разума. Критически оценивает любую информацию и выстраивает систему взглядов на основе логики.

Научное

 

Опирается на достижения науки.

 

Деятельность

Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.

Структура деятельности:

1. Субъект - тот, кто совершает деятельность.

2. Объект - то, на что направлена деятельность.

3. Средства деятельности - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

4. Цель - желаемый результат деятельности.

5. Результат - то, чем завершилась деятельность.

6. Мотивы - причины заниматься какой-либо деятельность. 

К деятельности человека побуждают потребности.

Потребность - ощущение недостаточности чего-либо необходимого, желаемого или полезного.

Виды потребностей:

1. Боилогические - в пище, сне, тепле, витаминах и т.д.

2. Социальные - в дружбе, поддержке, внимании и т.д.

3. Духовные - понимать свои жизненные цели, выработать систему ценностей, чувствовать важность своей работы, жить в соответствии со своими религиозными взглядами и т.д.  

 

Виды деятельности:

Практическая

Духовная

  1. Материально-производственная
  2. Социально-преобразовательная
  1. Познавательная
  2. Ценностно-ориентировочная
  3. Прогностическая

Примеры:

Материально-производственная деятельность: Строители построили здание музея в городе. Мужчина приготовил ужин для семьи. 

Социально-преобразовательная: Депутаты в Государственной Думе приняли новый закон о порядке работы пенсионной системы.

Познавательная: Учёба в школе, в институте. Самостоятельное чтение книг. 

Ценностно-ориентировочная: Выработка своей системы ценностей каждого человека. Попытка разобраться, что для него является добром, а что злом, что он считает приемлемым со стороны других людей, в что нет. 

Прогностическая: Осмысление действительности и выстравивание причинно-следственных связей между событиями, что позволяет планировать будущее.    

Перейти к другим темам справочника по обществознанию