Дюркгейм: общественная солидарность, аномия и методы социологии

Дюркгейм: общественная солидарность, аномия и методы социологии

Дюркгейм (1858-1917)

Труды: «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Метод социологии», «Элементарные формы религиозной жизни».

Дюркгейм изучал философию и политическую экономию в Париже, а позже начал преподавать и стал профессором в Париже сначала по педагогике, а потом по социологии.

Своей задачей Дюркгейм ставил создание новой науки об обществе, а именно – социологии. 

Дюркгейм настаивал, что общество — особая социальная реальность, законы которой отличаются от законов индивидуальной психики человека. Содержание социальной реальности составляют социальные факты.

Дюркгейм ввёл новый подход к исследованию социальных явлений: он предложил изучать их через сбор статистического материала.

Согласно Дюркгейму, здоровое общество основано на солидарности, а больное – это то, в котором солидарность между людьми ослаблена. Общественная солидарность – это предпосылка социальной безопасности и счастья.

Чтобы доказать свою идею, Дюркгейм обстоятельно изучил самоубийства. Он подошёл к этому явлению не как психолог, а как социолог. Он проанализировал частоту самоубийств в зависимости от разных социальных условий: пола самоубийц, возраста, семейного положения, вероисповедания, национальности, социального класса и др. Получилось, что частота самоубийств является показателем ослабленного чувства солидарности. Дюркгейм предложил называть его аномией.

Аномия – состояние, в котором ослаблены связи, объединяющие людей. В этом состоянии люди становятся менее устойчивы к жизненным трудностям. Пример аномии в обществе: революции, анархия. Период, когда старые нормы уже не действую, а новые ещё не придуманы или не освоены.

Дюркгейм выделил четыре типа самоубийств:

  1. Эгоистическое;
  2. Альтруистическое;
  3. Аномическое;
  4. Фаталистическое.

Дюркгейм рассуждал также на экономические темы. Он полагал, что всестороннее разделение труда позволило бы стать обществу более гармоничным, потому что это приводило бы к большей зависимости людей друг от друга, что вело бы к «органической солидарности».  

Общества, основанные на разделении труда, могут быть как здоровыми, так и больными. В больных возникает аномия – например, классовая борьба.

Экономика, по Дюркгейму, должна развиваться не только благодаря деятельности государства, но и корпораций. Корпорации должны обладать политической самостоятельностью. При этом Дюркгейм против чистого либерализма, а также социализма и марксизма. Он скорее выступает за социал-демократический режим и подчёркивает важность стабильности и сплочённости общества.  

Литература: Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье "История философии". 

Другие статьи по философии