Сайт репетитора
Виктории Клепиковой
Материал подготовила - Виктория Клепикова
Мы прочитали для вас книгу историка Гарри Адеса "Египет. История страны" и сделали краткий конспект самых важных, а главное интересных фактов из истории Древнего Египта. Мумии, фараоны, иероглифы, пирамиды, жрецы, храмы, культы разнообразных богов - всё это завораживает и неизменно вызывает любопытство у современного человека. Читайте наш материал, а ещё лучше первоисточник (книгу Гарри Адеса), чтобы в который раз поразиться возможностям человека и изворотливостью человеческой истории.
120 тыс. лет назад глобальное изменение климата превратило Египет из пустыни в роскошную саванну. 30 тыс. лет назад саванна опять превратилась в пустыню.
Древние люди Египта в районе Файюмской впадины в период 5400-4400 гг. до нашей эры ели: мясо крокодилов, слонов, газелей, гиппопотамов, коз, овец, свиней.
Другое название Сириуса - Собачья звезда.
Среди самых популярных домашних божеств Египта можно назвать Таурт и Бэса, которые охраняли во время беременности, помогали при рождении детей, что в древности считалось самым сложным и опасным.
Счастливое посмертное бытие человека после смерти зависело в числе прочего от суда Осириса и защиты пяти элементов личности: тела, души ка, души ба, жизненной силы ах, имени и тени.
Ранний династический Египет (ок. 3000 - 2686 гг. до н. э.)
Первый царь Египта (первый царь Первой династии), объединивший Верхний и Нижний Египет - Мина. Он основал столицу Мемфис на границе двух территорий. Упадок этого города случился после основания Александрии в 331 году до н. э. И быстро ускорился с появлением в 643 г. н. э. Арабской столицы Фустат. Развалины Мемфиса ещё сохранялись в XIII веке, но последовательное разграбление города и перемещение русла Нила разрушили город.
Богиня-стервятник Нехбет - представляла Верхний Египет, богиня-кобра Уаджет - представляла Нижний Египет.
Фараон служил связующим звеном между небесным и земным царствами и отвечал за поддержание маат, божественного порядка вселенной.
За долгие годы правления фараон подтверждал свои величие и божественность на празднике сед, традиционно поводившемся на тридцатый, юбилейный год царствования. Часть церемонии заключалась в том, что фараон пробегал между двумя столбами, означавшими границы царства, доказывая свою способность править и символически возрождая физические силы и духовную энергию. На этом празднике царь символически омолаживался и получал новую жизнь.
Все правители Первой династии похоронены в Абидосе, в 50 км к югу от современного Сохага. В широком смысле могила той эпохи представляла собой яму в земле, облицованную изнутри кирпичом, а потом накрытую и засыпанную песком; поверх ставили пару резных каменных стел. Основную могилу окружала череда камер, служивших хранилищами провизии и предметов роскоши, в том числе вина и араматических масел, а также дополнительными захоронениями для слуг, которых либо убивали, либо побуждали к самоубийству, что считалось привилегией, так как эти люди удостаивались чести служить фараону в загробной жизни.
Могилы фараонов Второй династии возводились в Саккаре. Это огромные подземные галереи, вырезанные в известняке.
Древнее царство охватывает период с Третьей по Шестую династии (ок. 2686-2126 гг. до н. э.). Классическая форма погребального комплекса, центральным элементом которой была пирамиды, сложилась к Четвёртой династии. Кроме главной пирамиды, в погребальный комплекс входили: поминальный храм - царский дворец вечности, в котором отправляли культ фараона; храм на берегу реки при входе в комплекс, предназначенный для совершения поминальных ритуалов; крытый проход от храма у реки к пирамиде и погребальному храму; пирамида-спутник для души ка; пирамиды цариц, дополнительные захоронения для жён и дочерей царя; ямы для судов, куда опускали погребальные ладьи фараона. В некоторых комплексах имелись также обширные кладбища для придворных и родственников по обе стороны главной пирамиды, чтобы фараон мог наслаждаться обществом близких и после смерти.
В начале Третьей династии бог солнца Ра стал верховным государственным божеством. Ра создал и отправил в мир Шу (бога воздуха) и его сестру Тефнут, а затем Геба (бога земли) и его сестру Нут (богиню неба), которые, в свою очередь, породили Осириса (царь подземного мира), Исиду (жена и сестра Осириса), Сета и Нефтиду. Эти девять богов составили так называемую "гелиополтскую девятку" (эннеаду) - одну из древнейших божественных групп.
Сын Осириса и Исиды Гор судами, поединками и потерей глаза в конце концов добился отмщения за смерть отца и убил Сета, забрав себе трон Египта.
Ступенчатая пирамида Джосера (ок. 2667-2648 гг. до н. э., фараон Третьей династии ) - первое крупное сооружение в мире, возведённое целиком из камня. Её высота - 62 метра, 6 ступеней.
Фараон Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н. э. ), первый фараон Четвёртой династии - главный строитель пирамид. Софру построил Ломаную пирамиду, пирамиду в Мейдуме и Северную (Красную) пирамиду. Было потрачено 9 миллионов тонн камня.
Сын Снофру Хуфу (более известный под греческим именем Хеопс) построил самую большую и совершенную каменную пирамиду. Он выбрал новое место для некрополя в Гизе. Пирамида Хеопса - 146 метров в высоту, 2,3 миллиона каменных блоков по 2,5 тонн весом каждый. Отношение периметра к удвоенной высоте пирамиды равно числу "пи" с точностью до двух знаков после запятой, а внутренние "вентиляционные шахты" ориентированы на Полярную звезду с одной стороны и на Сириус и Орион - с другой. Кроме того, это единственное из семи чудес Древнего мира, сохранившееся до наших дней, хотя построено оно было раньше всех прочих.
Пирамиды строили не рабы (в то время рабовладение в Египте не было развито), а крестьяне, мобилизованные на царские работы в течение года. Работников хорошо кормили, одевали и предоставляли жильё за казённый счёт. Возможно, они верили, что это почётная миссия, которая и им обеспечит блаженство в загробной жизни.
Сфинкса построил сын Хеопса Хафра (Хефрен по-гречески, около 2558-2532 гг. до н. э. ). Говорят, что нос Сфинкса разбили в XV веке солдаты-мусульмане, увидевшие в этой огромной статуе триумф идолопоклончества.
В период фараонов Пятой династии выросла власть жрецов Ра. Фараоны практически отказались от претензий на божественность, уступив истинному богу - Ра. На высшие посты в управлении стали назначать не членов царской семьи, а простолюдинов. Жрецы и чиновники становились очень влиятельными.
Инцест - практика жизни в семье фараона. Инцест ставил фараона и его родственников в особое положение, отличая от простых людей. Такой обычай часто приписывали богам в мифах, и фараоны подтверждали тем самым прямое родство с божествами. Во время Шестой династии начались смешанные браки.
Ситуация в Древнем царстве стала совсем плохой в период 94-летнего правления Пепи II (около 2278-2184 гг. до н. э.), самого долгого царствования в истории Древнего Египта.
При Седьмой и Восьмой династиях реальная власть находилась не в руках фараонов, а в руках многочисленных наместников.
Малоизвестные фараоны Седьмой и Восьмой династий боролись за управление распадавшейся на части страной, и около 2160 года до н. э. их призрачная власть рухнула окончательно, когда цари Мемфиса были изгнаны представителями совершенно другой династии из Гераклеополя. Так страна погрузилась в один из темных периодов междоусобиц и экономического упадка, практически полного отсутствия новых памятников, гражданской войны, голода и социальных катаклизмов.
Следующий этап развития Египта - это Первый переходный период, Среднее царство и Второй переходный период (ок. 2160-1550 гг. до н. э.)
Восемнадцать (или больше) фараонов Девятой и Десятой династий не смогли собрать под своей властью весь Египет, как это было во времена их предшественников эпохи Древнего царства.
Первый переходный период (ок. 2160-2055 гг. до н. э.) - время гражданских войн, голода, скудных разливов Нила. При это богатства в этот период стали распределяться более равномерно. Об этом свидетельствует появление надгробных камней у бедных слоёв, а также погребение вместе с предметами, которые ранее использовались лишь при погребении фараонов, у слоёв богатых.
Среднее царство началось с правления Ментухотепа II (ок. 2055-2004 гг. до н. э.). Верхний и Нижний Египет вновь объединились под властью одного фараона. Столицей Египта стал город Фивы. Ментухотеп уничтожил и изгнал номархов, назначил везде своих чиновников, чтобы держать ситуацию в стране под контролем и укрепить центральное правительство. Ментухотеп претендовал на роль божественного правителя. Он построил знаменитый погребальный комплекс в виде каскада террас в Дейр эль-Бахри.
Основатель Двенадцатой династии - Аменемхет I. Он, его сын Сунесерт I, а также Сенутрсет III были довольно воинственными фараонами. Неоднократно вторгались на Ближний Восток и Синай.
Среднее царство - это время расцвета искусства и архитектуры (почти ничего не сохранилось), а также литературы. "Потерпевший кораблекрушение" - по форме это сказка внутри сказки внутри ещё одной сказки. "Рассказ Синухе" (или "Странствия Синухе" - рассказ о приключениях дворцового чиновника, который бежал из Египта после убийства фараона (видимо, художественная обработка слухов о гибели Аменемхета I). "Указания Аменемхета I" - история убитого фараона, словно он из загробного мира разговаривает со своим сыном и преемником Сенусертом I. "Диалог между тем, кто устал от жизни, и его душой" - погребальный текст, герой задумывается о самоубийстве, но душа ба убеждает его в прелести жизни.
В эпоху Древнего царства верили, что обрести достойное место в загробной жизни можно, если быть близким к фараону, который возрождался после смерти, как Осирис, повелитель подземного мира. В период Среднего царства распространилось убеждение, что любой человек, не только царь, может в смерти воссоединиться с Осирисом, а потому каждый имеет шанс войти в вечную жизнь. (Связано с тем, что положение "простого человека" в египетском обществе заметно возвысилось). Низкорождённые верили, что обретут жизнь после смерти, если будут жить праведно и честно. Самый популярный бог этого времени - Осирис. Люди верили, что именно он решает, кто достоин вечной жизни, а кто нет.
Принятие в загробную жизнь становилось результатом взвешивания души на "Суде мёртвых", в котором участвовали 42 божества во главе с Осирисом. Каждому египтянину после кончины полагалось предстать перед этим судом. Покойник должен был заявить о своей невиновности каждому из богов, произнося "негативную исповедь" - отречение от злых дел, которых никогда не совершал при жизни. Затем Анубис, бог бальзамирования с головой шакала, брал его сердце и опускал на чашу весов, а на другой чаше лежало перо богини Маат, персонификации истины и вселенского порядка. Для древних египтян сердце, а не мозг было местом нахождения ума, памяти и эмоций, и поэтому оно могло быть отягощено дурными мыслями и поступками. Если весы склонялись в сторону сердца, значит, оно было полно фальши, и его бросали кошмарному зверю, помеси крокодила, леопарда и гиппопотама, известного под именем Аммот, который его пожирал; осуждённый умирал "второй смертью" и погружался в небытие. Если сердце оказывалось не тяжелее пера Маат, значит, человек говорил "истинным голосом". Он допускался в загробный мир ("Поля тростника", страна Осириса), где человек получал зелёный плодородный участок земли, которая никогда не подвергалась ни засухе, ни эпидемии и всегда давала добрый урожай. Для бедных это был настоящий рай, но те, кто наслаждался привилегиями в земной жизни, старались избежать труда на полях мёртвых, а потому брали в могилу десятки миниатюрных фигурок ушебти, на которых были нанесены надписи-указания работать на хозяина в ином мире.
Два столпа египетской системы питания на всех социальных уровнях - хлеб и пиво. Например, рацион война включал двадцать хлебцев в день, а традиционная молитва, которую писали на стенах могил, включала просьбу к богам о даровании "тысячи хлебов и тысячи глотков пива". Пиво не всегда содержало алкоголь, зато было очень питательным и гораздо более безопасным для здоровья, чем речная вода.
Цена одной коровы равнялась годовому доходу среднего ремесленника.
Тринадцатая династия (ок. 1773-1650) представляла собой череду быстро сменяющихся фараонов, явно принадлежавших разным семьям. Временами скорость смены правителей была так велика, что некоторые фараоны оставались на престоле лишь несколько недель или несколько дней. В середине тринадцатой династии начался кризис. Его следствием стало проникновение азиатов на северо-восток Дельты. Сначала они признавали главенство египетского фараона, но вскоре после царствования Собехотепа IV Ханаферре (ок. 1720 г. до н. э.), последнего правителя тринадцатой династии, захватили реальную власть, и управляющий Авариса Нехеси принял решение основать собственный царский дом - это была малоизвестная четырнадцатая династия. Вскоре последовала череда восстаний на захваченных нубийских землях, которая привела к появлению самостоятельного правителя из местного населения. Поскольку ни один царь не мог претендовать на управление всем государством, Среднее царство, второй этап расцвета Египта, завершилось. Наступил Второй переходный период, когда единство распалось, а в разных повинциальных центрах правили царьки, о которых почти ничего неизвестно.
Второй переходный период (ок. 1650-1550 гг. до н. э.). В это время группа, известная под названием "гиксосы", захватила Аварис и Нижний Египет и основала Пятнадцатую династию (ок. 1650-1550 гг. до н. э.). Традиционная египетская администрация переместилась дальше на юг, в Фивы и другие центры Верхнего Египта, где жили фараоны Шестнадцатой (ок. 1650-1580 гг. до н. э.) и Семнадцатой (ок. 1580-1550 гг. до н. э.) династий, существовавших одновременно с гиксосами.
Гиксосы с уважением относились к египетской культуре. Памятники письменности копировались. Среди них был поразительный медицинский трактат, известный как папирус Эдвина Смита. В нём содержались точные указания, как лечить переломы, растяжения и отёки. Также скопировали папирус Ринда, который считается старейшим математическим документом в мире.
Во второй переходный период была создана "Книга мёртвых" для совершения похоронных ритуалов. "Книгу мёртвых" нашли в гробу царицы Шестнадцатой династии.
Новое царство (ок. 1550-1069 гг. до н. э.) - время абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых фараонов, эпоха самых изощрённых и экстравагантных стилей в искусстве и архитектуре, строительство самых величественных зданий в мире. В это время поднялись Фивы (Луксор) и превратились в самый блестящий город на земле.
На пике расцвета, в период Восемнадцатой и Девятнадцатой династий, в городе проживало около миллиона человек (Пекин и Лондон достигли этого числа около 1800 г.).
Фивы не просто были столицей империи, здесь находилось духовное сердце нации, невероятный по размаху религиозный комплес (один из самых больших в мире) - Ипет-исут ("Самое почитаемое место"). Сегодня оно известно под арабским названием Карнак.
Амон был местным фиванским богом, который заимствововал качества старого бога солнца Ра, главного божества Древнего царства, и стал Амоном-Ра, "царём богов" и высшим богом Нового царства.
Семейство Фив, "фиванская триада" - это боги Амон-Ра, бог Монту (бог войны с головой сокола), бигиня Мут (принимала облик стервятника).
Храм Амона-Ра строили на протяжении 13 столетий. Территория храма превосходит размерами самые крупные соборы, синагоги или мечети мира.
Священный союз между Амоном и Мут отмечался ежегодно во время праздника Опет, продолжавшегося несколько недель и считавшегося главнейшим событием года.
Яхмос (ок. 1550-1525 гг. до н. э.), первый фараон Восемнадцатой династии (ок. 1550-1295 гг. до н. э.), добился изгнания гиксосов из Египта и объединил страну. Новый фараон решил, что государство не может существовать в культурной и географической изоляции. Яхмос установил прямую связь между царской семьёй и Амоном, объявив свою жену Нефертари "супругой бога Амона", земной спутницей обожествлённого фараона, принимавшей участие в религиозных церемониях; так возродилось представление о фараонах как детях высшего божества. "Супруга Амона" получала самостоятельный доход, а позднее и значительную политическую и религиозную власть, благодаря близости к могущественному клану жрецов Амона.
После смерти Яхмоса его жена стала регентом при малолетнем сыне и преемнике, фараоне Аменхотепе I (ок. 1525-1504 гг. до н. э.).
Правление следующего фараона Тутмоса I (ок. 1504-1492 гг. до н. э.) оставило глубокий след в истории. Он женился на Яхмос (дочери Нефертари), чтобы укрепить своё положение, объявил, что является сыном Осириса, и установил новый стандарт божественной родословной, характерной для новой династии.
Тутмос I выбрал преемником сына одной из своей наложниц и женил его на своей дочери прославленной Хатшепсут (ок. 1479-1458 гг. до н. э.). После смерти Тутмоса II (ок. 1492-1479 гг. до н. э.) Хатшепсут стала регентом при Тутмосе III (младенце, ок. 1479-1425 гг. до н. э.). Но через шесть лет после этого события объявила себя фараоном. Она правила на потяжении 20 лет.
Самый известный памятник эпохи Хатшепсут - её поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив.
Правивший после Хатшепсут Тутмос III пытался стереть её имя из памяти. Он уничтожал следы её правления на памятниках: портреты сбивали со стен, статуи разбивали, имя убирали из надписей. Возможно, он мстил, но скорее всего, так он готовил почву для воцарения своего сына Аменхотепа II.
В качестве фараона Хатшепсут изображали в виде мужчины, поскольку роль царя рассматривалась исключительно как мужская. Это отражает важную истину о состоянии египетского общества: женщины могли быть богатыми и влиятельными, могли даже в виде исключения стать фараонами, но статус их был ниже, чем у мужчин. И всё же у женщин было много прав: они могли покупать, продавать, владеть собственностью и наследовать имущество. Женщины могли уехать из дома или найти работу. При этом мужчины имели доступ к лучшим рабочим местам, получали лучшее образование, в то время как женщины оставались неграмотными и присматривали за хозяйством. Мужчин в живописи изображают загорелыми и тонкими, а женщин - бледными и тонкими. Двойные стандарты заметны и в отношении к супружеской измене. Мужчина мог переспать с одинокой женщиной (или заплатить за посещение одного из быстро множившихся публичных домов), но неверность жены вела к суровому наказанию.
Тутмос III (ок. 1479-1425 гг. до н. э.) много воевал: на его правление пришлось 17 военных кампаний. В первый поход Тутмос одержал значительную победу у Мгиддо. В последующие века битва при Мегиддо стала синонимом молниеносной победы: в Откровении Иоанна Богослова, наисанном почти 1500 лет спустя, место последнего сражения между добром и злом на еврейском языке названо Армагеддон - от названия "Мегиддо".
К концу правления Тутмоса Египет управлял сотнями городов-государств, и его верховная власть была признана царями сопредельных Ассирии, Вавилона и Хеттского царства. Деньги и предметы роскоши текли в Египет, и вскоре фараон стал самым богатым и могущественным человеком на свете. После 54 лет на престоле Тутмос наконец смог найти применение своим богатствам, уделив значительную их часть на строительные работы во многих храмах по всей стране и прежде всего в храме Амона в Карнаке.
Тутмос превзошел Хатшепсут, установив в Карнаке семь обелисков и ещё два в Гелиополе; ни один из них сегодня не находится в Египте. Самый крупный имел высоту 36 м, теперь он, слегка усеченный, стоит на Латеранском холме в Риме и является величайшем в мире подлинным обелиском. Другие попали в Париж и Стамбул; пару из Гелиополя римляне перенесли в Александрию, а в конце XIX века они отправлились в Лондом и Нью-Йорк, где их назвали "иглами Клепатры". Хотя они не имеют никакого отношения к этой царице.
Тутмос III превратил Египет в сверхдержаву, его часто называют Наполеоном Древнего Египта. Из-за достижений и маленького роста. Тутмос был лысый человек с сильно стёртыми зубами, довольно худощавый, пяти футов роста.
В конце жизни Тутмос попросил сына Аменхотепа II (ок. 1427-1400 гг. до н. э.) разделить с ним трон. При этом фараоне Египет заключил мир с Митанни. Следующим правителем был Тутмос IV (ок. 1400-1390 гг. до н. э.).
Аменхотеп III (ок. 1390-1352 гг. до н. э.) посвятил себя осуществлению гигантской строительной программы, призванной возвеличить его божественную природу и власть, а фокусом всех работ стали Фивы. Были построены ворота Третьего пилона, дворец Малката, Колоссы Мемнона, погребальный храм и многое другое.
Самой важной из царских жён была прекрасная царица Тийя, дочь начальника колесничих по имени Юйя. Юйя иногда интерпретируется как библейский Иосиф, но есть и другие теории, которые относят Иосифа ко времени правления Сенусерта III или Аменхотепа III или даже к эпохе гиксосских царей.
Мир и процветание правления Аменхотепа III стимулировали рождение свежих идей в литературе и искусстве, а хорошие международные отношения открыли двери для внешних влияний. Формальные стили искусства, остававшиеся неприкосновенными со времен Древнего царства, стали постепенно деформироваться, уступая место более свободным способам выражения. Культурная революция проникла в моду, вызвав к жизни пышные парики, состоявшие из тонких, тщательно заплетённых прядей, и элегантные, тонкие одеяния, заменившие старинные удобные льняные наряды. Новые подходы сказались и в религиозной сфере, а интерес Аменхотепа к солнечному культу со временем только возрастал. Более того, жрецы Амона, обитавшие в роскошных храмах и располагавшие гигантскими богатствами, оказались единственной группой в стране, которая могла соперничать с фараоном в борьбе за влияние.
Аменхотеп III обратил внимание на солнечные культы Нижнего Египта. Среди них был и культ Атона, необычного и загадочного божества, не имевшего пола и вообще тела, представлявшего собой просто солнечный диск, что и привлекало к нему людей новой эпохи.
Аменхотеп IV (ок. 1352-1336 гг. до н. э.) стал строить храмы в новом стиле, посвящённые не верховному богу Амону, а солнечному диску Атону, что ясно свидетельствовало о попытке Аменхотепа сменить государственный культ.
Жена Аменхотепа IV - знаменитая царица Нефертити. Фараон обожал её и подчёркивал роль супруги как в новых ритуалах, так и в царском искусстве.
Неприятие Амона и мощного фиванского жречества, связанного с этим культом, невозможно стало игнорировать с тех пор, как фараон сменил имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("Действующий в пользу Атона"). Лишь немногие египтяне были готовы принять решение, провозглашённое фараоном на пятый год правления: оставить Фивы и построить новую административную и религиозную столицу на пустом месте, где не существует центров поклонения другим богам, чтобы сосредоточиться исключительно на культе великого Атона и царской семьи. С этой целью он выбрал местечко на Ниле в Среднем Египте, в районе современного поселения Тель-эль-Амарна (отсюда - период Амарна), расположенного в тени высоких гор. Новый город назвали Ахетатон и отметили его границы 14 стеллами.
Все соперничащие храмы были закрыты, культы запрещены, жрецы изгнаны. Армия последователей Эхнатона (в буквальном смысле) вычистила всю страну, сокрушая образы богов, стирая их имена из надписей. Традиционные религиозные праздники были объявлены вне закона, процессии отменены.
Культ Атона представлял собой государственную солярную религию, и Эхнатон стал его жрецом и пророком. Атона именовали высшей космической силой, творцом всего живого, омывавшим мир животворящими лучами, в то время как фараон выполнял роль его божественного воплощения на земле. Все другие боги стали лишними, их исключили из мифологии за ненадобностью. Отказавшись от веков литературы и устных преданий, рассказывавших о богах, от изображений на стенах древних храмов, фараон учредил единственный текст - "Великий гимн Атону", возможно, составленный им самим. В гимне возглашалась хвала Атону как творящей силе вселенной. Текст этот отчасти напоминает более поздний 104-й псалом Библии.
Эхнатон ввёл новую теологию, которая была в своём роде возвратом к идеям времён Древнего царства, когда не судья-Осирис определял индивидуальную участь каждой души, а сам божественный фараон становился единственным, кто мог даровать египтянам спасение душ.
По всей стране прокатилась волна беспорядков, тут и там вспыхивали бунты, но даже после их подавления рядовые жители сохраняли веру в популярных местных богов.
Лишённый тела Атон, солнечный диск, был неизобразим традиционными средствами - как человек или получеловек, так что Эхнатон изобрёл новый способ художественного изображения. В честь Атона вырезали на стенах храмов и в гробницах знати само солнце, притягивающее лучи света, оканчивавшиеся ладонями, которые подают жизненную силу (анх) - знак жизни. Эта благодать нисходила на членов царской семьи, греющихся в солнечном сиянии. Семья фараона - возлюбленная жена Нефертити и шесть дочерей - была представлена с беспрецедентной объективностью и интимностью. Неформальные сцены дворцовой жизни включали изображения Эхнатона и Нефертити, занимающихся любовью, держащихся за руки, прикасающихся друг к другу, целующихся; на других картинах родители держат дочерей на коленях, играют с ними, обнимают детей.
Под конец царствования Эхнатона в Египет была занесена чума (умерли три дочери и Нефертити), а международное положение Египта пошатнулось.
Преемник Эхнатона - Сменхкара (ок. 1338-1336 гг. до н. э.). Некоторые говорят, что под этим именем скрывалась Нефертити.
Тутанхатон (ок. 1336-1327 гг. до н. э.) стал фараоном в 9 лет. Культ Атона в его правление пошёл на спад, египтяне вернулись к прежним верованиям. Окончание "атон" в имее фараона было заменено на "амон" - Тутанхамон ("живой образ Амона"). Административной столицей стал Мемфис, религиозной - Фивы. Город Ахетатон был оставлен. Началось разрушение памятников Эхнатону, пока наконец имя фараона-еретика не стерлось из памяти. Забвение подолжалось более трёх тысяч лет, пока имя Эхнатона не было открыто в Амарне в XIX веке.
После смерти Тутанхамона, который не оставил наследников, Египет погрузился в кризис. Могила Тутанхамона была найдена в 1922 г.
После Тутанхамона правил Эйя (правая рука Тутанхамона) четыре года, а затем военачальник Хоремхеб. Он же выбрал в качестве преемника ещё одного военного - Рамсеса.
Рамсес I (ок. 1295-1294 гг. до н. э.) стал основателем новой династии (Девятнадцатая, ок. 1295-1186 гг. до н. э.). Будучи уже в преклонных годах, Рамсес пребывал на троне около 16 месяцев. После его смерти престол занял его сын и соправитель Сети I (ок. 1294-1279 гг. до н. э.). Сети провёл серию успешных кампаний, вернувших Египту статус империи.
Сын Сети - Рамсес II, царь царей (ок. 1279-1213 гг. до н. э.) был хорошим военачальником. Воевал с хеттами и выжил в знаменитов битве при Кадеше, став героем. Через 16 лет был заключён с хеттами мир, хеттский царь выдал за Рамсеса свою дочь замуж, и она пополнила обширный гарем фараона.
Огромный дворцовый комплекс фараона была выстроен в новой столице Пирамисе ("дом Рамсеса"), который был описан в Библии. Вероятно, он был построен рабами-евреями незадолго до того, как Моисей вывел их из Египта, - до библейского Исхода. Отдалённую связь с библейским рассказом можно заметить в упоминании безвременной смерти сына-первенца Рамсеса во время последней, самой страшной из семи, эпидемий чумы. Однако египетские письменные источники ничего не рассказывают об Исходе; то, что стало эпохальным событием в истории евреев, осталось незамеченным египтянами.
Рамсес вёл встроительство во всех древних поселениях вдоль Нила. Им построены: 1) вереница из восьми храмов, вырезанных в скалах Нубии, в частности два храма в Абу-Симбеле, 2) Большой гипостильный зал (120 колонн) в Карнаке, 3) три гробницы в Фивах. Две гробницы были в Долине Царей, одна из которых оказалась самой крупной из всех найденных в Египте, её обнаружили в 1987 г., там лежало несколько десятков тел сыновей фараона; третью же - в Долине Цариц, для Нефертари, её росписи считаются лучшими среди всех египетских гробниц.
Масштабные строительные работы Рамсеса, колоссальные статуи и прочие архитектурные шедевры сделали имя фараона легендарным уже при жизни. Рамсес царствовал 67 лет и отпраздновал 13 юбилеев. Рамсес пережил 12 старших сыновей. Его смерть означала конец золотого века, хотя имя фараона сохранилось в веках и стало символом величия и мощи Египта, которых уже не удалось достичь его преемникам.
По другую сторону Средиземного моря голод и эпидемии косили население Эгейского побережья, что способствовало крушению микенской цивилизации, распавшейся на сотни мелких общин. Египтяне называли этих переселенцев - "народами моря". Среди них были даны и эквесы (данайцы и ахейцы из "Илиады"), пелесеты (их считают библейскими филистимлянами) и другие. Египет подвергся серии вторжений, начались внутренние беспорядки, неурожайные годы. Потомки Рамсеса запутались в своих претензиях на власть и Девятнадцатая династия угасла.
Двадцатая династия (ок. 1186-1069 гг. до н. э.) была основана фараоном Сетнахтой (ок. 1186-1184 гг. до н. э.). Он стабилизировал положение в Египте. Его сын Рамсес III (ок. 1184-1153 гг. до н. э.) силой духа напоминал Рамсеса Великого. Все силы тратил на оборону Египта от врагов: от ливийских племён и от народов моря (они уже уничтожили Хеттское царство к тому времени). Единственная постройка Рамсеса III - огромный храм в Фивах (сохранился). К концу его правления повсемество вспыхивало недовольство, связанное с экономическим положением Египта. Оно проникло даже в царский гарем, где возник заговор с целью убить фараона.
Следующие 8 фараонов тоже носили имя Рамсес. Только двое продержались больше десяти лет. Царство сползало к упадку. С трудом завоёванные земли Сирии и Палестины вышли из-под контроля, власть фараонов ослабла. Скорость упадка нарастала из-за коррупции, распространившейся среди жречества. Плюс неурожайные годы и рост цен на зерно. Египтяне начали массово грабить могилы фараонов. Новое царство умерло, единый со времён Яхмоса Египет распался.
Третий переходный период (ок. 1069-664 гг. до н. э.) и Позднее царство (ок. 1069-332 гг. до н. э.)
Власть была поделена между царями Двадцать первой династии (ок. 1069-945 гг. до н. э.) и чередой наследственных военачальников, которые выступали и в роли первосвященника культа Амона в Фивах. О правителях этой династии известно крайне мало. Сиамун (ок. 978-959 гг. до н. э.) упоминается в связи с его решением относительно города филистимлян Газера, который он якобы передал царю Израиля Соломону в качестве приданого дочери.
В этот период фараонами становились даже ливийцы. Эра ливийского господства в Египте началась при племяннике Осоркона Шешонке I (ок. 945-924 гг. до н. э.), Манефон называл его основателем Двадцать второй династии. Шешонк утвердился на Ближнем Востоке, предприняв военный поход на Израиль и Иудею. Об этом есть рассказ в Ветхом Завете (3 Цар 14:25-28 и 2 Пар 12:1-12).
В царствование фараона Шешонка III (ок. 825-773 гг. до н. э.) страна распалась на множество мелких владений, во главе многих княжеств стояли иноземцы (ливийцы). Гражданская война разгоралась, соперничающие правители Дельты объявляли себя царями. Первым так поступил Педубаст I (ок. 818-793 гг. до н. э), которого называют основателем Двадцать третьей династии (ок. 818-715 гг. до н. э.), которая, что характерно, существовала параллельно с Двадцать второй.
К 730 г. до н. э. осколками египетской державы управляли две династии, центры которых находились в Танисе и Леонтополе, ещё два царя сидели в Гераклеополе и Гермополе и Верхнем Египте; также имелись "великий вождь народа либо и правитель Запада" со столицей в Саисе в западной части Дельты, регент и четыре "великих вождя мешвеш" в районе Дельты и группа царьков, управлявших крошечными владениями по окраинам. Помимо этого, сформировалась династия нубийских царей с центром в Напате в стране Куш, за Четвёртым порогом.
Во всей этой мешанине правителей выделяются Тефнахт (ок. 727-720 гг. до н. э.), основатель Двадцать четвёртой династии (ок. 727-715 гг. до н. э.) и кушитский царь Пи (Пианхи - ок. 747-716 гг. до н. э.), создатель Двадцать пятой династии (ок. 747- 656 гг. до н. э.).
При нубийцах началось укрепление позиции женщин в религии и их связи с "божественными наследниками" в Египте. Место "божественной супруги Амона" стала занимать принцесса из царского рода, что поставило её выше первосвященника Амона. Она давала обет безбрачия.
В этот период выросло влияние Ассирии. Ассирийцы расширяли свои владения и жестоко подавляли любое сопротивление (сжигали и расчленяли врагов, сдирали с них кожу). Ассирийский правитель Асаргаддон (681-669 гг. до н. э.) выступил против Египта. Напрямую править Египтом ассирийцы не хотели и назначали там наместников. В 663 г. до н. э. Ашурбанипал рагромил Фивы, осквернил святилища и раграбил храмы. Это подорвало веру египтян в ценности, на которых основывалась их цивилизация.