Онлайн-занятие по теме "Человек, индивид, личность. Мировоззрение и деятельность"

Человек, индивид, личность. 

Человек представляет собой единство трёх компонентов:

  1. __________ - телесность, темперамент, пол, гендер, возраст, здоровье.
  2. __________ - мировоззрение, моральные принципы, опыт.
  3. __________ - внимание, память, характер.

 

Отличия человека от животного:

ЧЕЛОВЕК

 

ЖИВОТНОЕ

 

 

 

 

1. Поведение инстинктивно-биологическое

2. Программы поведение закреплены наследственно

3. Изготовление и использование орудий труда

4. Абстрактное мышление

5. Зачатки орудийной деятельности

6. Мышление и речь

 

Каждый человек наделён способностями.

Уровень развития способностей:

  1. Задатки
  2. Склонность
  3. Одарённость
  4. Талант
  5. Гениальность

Индивид – отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.

Личность – это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств.

На формирование личности оказывают влияние:

1. Наследственность

2. _______________  (целенаправленное воздействие на человека с целью выработать у него определённые качества)

 

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – процесс освоения …1…, приобретения …2… и накопления социального опыта.

Подсказки:

1) Это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

2) Это положение человека в обществе, которое он занимает в соот­ветствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

 

Мировоззрение

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Типы мировоззрения:

 

Тип мировоззрения

 

Описание

Обыденное

 

 

Мифологическое

 

 

Религиозное

 

 

Философское

 

 

Научное

 

 

 

Описание мировоззрений:

1. Объясняет действительность с позиции разума. Критически оценивает любую информацию и выстраивает систему взглядов на основе логики.

2. Отрицает возможность постижения и объяснения мира. Опирается на предания об устройстве мира без попыток их критически осмыслить или проверить.

3. Опирается на достижения науки.

4. Складывается на непосредственном жизненном опыте человека.

5. Опирается на религиозные догмы.

 

Определите, к какому типу мировоззрения относятся представленные ниже взгляды:

1. Анна несколько лет регулярно участвовала в выборах. Однако ни разу за всё время не побеждал кандидат, за которого она голосовала. Анна сделала вывод, что участвовать в выборах не имеет никакого смысла и этого делать не стоит.

2. Елена несколько лет участвовала в выборах и кандидат, за которого она голосовала, никогда не побеждал. Елена почитала статьи политологов на тему выборов, ознакомилась со статистическими данными и сделала вывод, что участие в выборах – важная часть поведения человека в демократическом обществе, и оно всегда имеет смысл, даже если этого не видно на примере личного опыта.

3. Антон несколько лет участвовал в выборах и кандидат, за которого он голосовал, никогда не побеждал. Антон почитал научную литературу и понял, что участвовать в выборах важно, даже если кандидат не побеждает. Потом он подумал ещё и понял, что в тоталитарных государствах участвовать в выборах за оппозиционного кандидата бывает опасно для жизни. Следовательно, он пришёл к выводу, что иногда участвовать в выборах в самом деле не имеет смысла, если только не хочешь рискнуть жизнью.

4. Максим участвовал в выборах несколько лет, потому что к этому призывал священник храма, прихожанином которого он являлся. Священник объяснял, что в Библии сказано, что власть от Бога, а, следовательно, нельзя игнорировать политику.

 

Деятельность

Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими …?... и целями.

Подсказка:

? Ощущение недостаточности чего-либо необходимого, желаемого или полезного.

 

Структура деятельности:

1__________ - тот, кто совершает деятельность.

2. __________ - то, на что направлена деятельность.

3. __________   __________ - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

4. __________ - желаемый результат деятельности.

5. __________ - то, чем завершилась деятельность.

6. __________ - то, что побуждает к деятельности.

 

Задание: проанализируйте ситуацию и найдите все элементы структуры деятельности в ней.  

В 10 классе Мария начала подготовку к поступлению в ВУЗ. Она выбрала предметы, которые будет сдавать на ЕГЭ, записалась на курсы по русскому и математике и начала занятия с репетитором по предмету по выбору. Мария купила много книг для подготовки и читала их в свободное время. Мария жила в небольшом городе в Иркутской области и мечтала поступить в университет в Москве. К сожалению, ей не хватило для поступления в выбранный университет нескольких баллов, и в результате она уехала учиться в Тверь.

 

К деятельности человека побуждают потребности.

Потребность - ощущение недостаточности чего-либо необходимого, желаемого или полезного.

Виды потребностей:

1. __________ - в пище, сне, тепле, витаминах и т.д.

2. __________ - в дружбе, поддержке, внимании и т.д.

3. __________ - понимать свои жизненные цели, выработать систему ценностей, чувствовать важность своей работы, жить в соответствии со своими религиозными взглядами и т.д.  

 

Виды деятельности:

Практическая

Духовная

  1. Материально-производственная
  2. Социально-преобразовательная
  1. Познавательная
  2. Ценностно-ориентировочная
  3. Прогностическая

 

 

Перейти к готовым урокам по другим темам