Рынок и рыночные структурыРынок – это сфера свободного обмена равноценными товарами и услугами.
Признаки рынка:
1) Нерегулирумый спрос
2) Нерегулируемое предложение
3) Нерегулируемые цены на товары и услуги
Рынок существует по определённым законам. Один из важнейших – цены на товары формирует закон спроса и предложения.
Закон спроса – при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена на товар, и наоборот.
Закон предложения – при равных условиях желание предложить товар тем выше, чем выше цена на товар, и наоборот.
Существует несколько классификаций видов рынка исходя из разных критериев. Рассмотрим их.
Виды рынка, выделенные по критерию масштабности:
1) Внутренний рынок – сфера обмена товарами и услугами внутри страны.
2) Национальный рынок – внутренний рынок + экспорт и импорт товаров и услуг
3) Международный рынок – сфера только экспорта и импорта данной страны.
4) Мировой рынок – совокупность национальных рынков разных стран.
Виды рынка, выделенные по критерию законности:
1) легальный (все расчёты ведутся согласно действующему законодательству, предприниматели имеют разрешение на свою деятельность, отчисляют в пользу государства налоги)
2) нелегальный (теневой, «чёрный рынок»: участники рынка нарушают действующее законодательство, находят пути для неуплаты налогов и других обязательных отчислений)
Виды рынка по степени регулируемости:
1) регулируемый (регулирует рынок государство)
2) нерегулируемый (или свободный, государство не вмешивается в рыночные отношения)
Виды рынка, выделяемые по типу конкуренции:
1) Рынок совершенной конкуренции (или чистой конкуренции)
2) Рынок несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Рынки из последней класификации часто называют рыночными структурами. Рассмотрим их.
Рыночные структуры:
1. Рынок совершенной конкуренции. Его черты:
- на рынке представлено большое число фирм
- фирмы производят однородный товар
- свободное ценообразование
- свободный вход на рынок
Примеры: рынок продовольственных продуктов, рынок одежды (масс-маркет).
2. Монополия – ситуация на рынке, когда какой-либо товар производит только одна фирма по установленной ею цене.
В современном рынке монополии признаны вредными для развития экономики структурами, и они законодательно запрещены. Однако в отдельных отраслях существуют так называемые естественные монополии. Они появляются там, где конкуренция отсутствует не потому, что она запрещена, а потому что её нет в силу обстоятельств.
Примеры: компания РЖД.
3. Олигополия. Её черты:
- на рынке существует небольшое фирм (3-5)
- фирмы производят однородный товар
- выход на рынок новых фирм затруднён
Примеры: рынок сотовых услуг (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2).
4. Монополистическая конкуренция. Её черты:
- на рынке представлено большое число фирм
- фирмы производят разнородный товар
- фирмы самостоятельно устанавливают цену на свой товар
- свободный вход на рынок
Примеры: рынок парфюмерии, рынок автомобилей.
Перейти к другим темам справочника по обществознанию
|