Рынок и рыночные структуры

Рынок – это сфера свободного обмена равноценными товарами и услугами.

Признаки рынка:
1) Нерегулирумый спрос
2) Нерегулируемое предложение
3) Нерегулируемые цены на товары и услуги

Рынок существует по определённым законам. Один из важнейших – цены на товары формирует закон спроса и предложения.

Закон спроса – при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена на товар, и наоборот.

Закон предложения – при равных условиях желание предложить товар тем выше, чем выше цена на товар, и наоборот. 

 

Существует несколько классификаций видов рынка исходя из разных критериев. Рассмотрим их.

Виды рынка, выделенные по критерию масштабности:

1) Внутренний рынок – сфера обмена товарами и услугами внутри страны.
2) Национальный рынок – внутренний рынок + экспорт и импорт товаров и услуг
3) Международный рынок – сфера только экспорта и импорта данной страны.
4) Мировой рынок – совокупность национальных рынков разных стран.

Виды рынка, выделенные по критерию законности:

1) легальный (все расчёты ведутся согласно действующему законодательству, предприниматели имеют разрешение на свою деятельность, отчисляют в пользу государства налоги)
2) нелегальный (теневой, «чёрный рынок»: участники рынка нарушают действующее законодательство, находят пути для неуплаты налогов и других обязательных отчислений)

Виды рынка по степени регулируемости:

1) регулируемый (регулирует рынок государство)
2) нерегулируемый (или свободный, государство не вмешивается в рыночные отношения)

Виды рынка, выделяемые по типу конкуренции:

1) Рынок совершенной конкуренции (или чистой конкуренции)
2) Рынок несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)

Рынки из последней класификации часто называют рыночными структурами. Рассмотрим их.

Рыночные структуры:

1. Рынок совершенной конкуренции. Его черты:

  • на рынке представлено большое число фирм
  • фирмы производят однородный товар
  • свободное ценообразование
  • свободный вход на рынок

Примеры: рынок продовольственных продуктов, рынок одежды (масс-маркет). 

2. Монополия – ситуация на рынке, когда какой-либо товар производит только одна фирма по установленной ею цене.

В современном рынке монополии признаны вредными для развития экономики структурами, и они законодательно запрещены. Однако в отдельных отраслях существуют так называемые естественные монополии. Они появляются там, где конкуренция отсутствует не потому, что она запрещена, а потому что её нет в силу обстоятельств.  

Примеры: компания РЖД.

3. Олигополия. Её черты: 

  • на рынке существует небольшое фирм (3-5)
  • фирмы производят однородный товар
  • выход на рынок новых фирм затруднён

Примеры: рынок сотовых услуг (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2).

4. Монополистическая конкуренция. Её черты:

  • на рынке представлено большое число фирм
  • фирмы производят разнородный товар
  • фирмы самостоятельно устанавливают цену на свой товар
  • свободный вход на рынок

Примеры: рынок парфюмерии, рынок автомобилей. 

Перейти к другим темам справочника по обществознанию