Сайт репетитора
Виктории Клепиковой
Рынок – это сфера свободного обмена равноценными товарами и услугами.
Признаки рынка: 1) Нерегулирумый спрос 2) Нерегулируемое предложение 3) Нерегулируемые цены на товары и услуги
Рынок существует по определённым законам. Один из важнейших – цены на товары формирует закон спроса и предложения.
Закон спроса – при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена на товар, и наоборот.
Закон предложения – при равных условиях желание предложить товар тем выше, чем выше цена на товар, и наоборот.
Существует несколько классификаций видов рынка исходя из разных критериев. Рассмотрим их.
Виды рынка, выделенные по критерию масштабности:
1) Внутренний рынок – сфера обмена товарами и услугами внутри страны. 2) Национальный рынок – внутренний рынок + экспорт и импорт товаров и услуг 3) Международный рынок – сфера только экспорта и импорта данной страны. 4) Мировой рынок – совокупность национальных рынков разных стран.
Виды рынка, выделенные по критерию законности:
1) легальный (все расчёты ведутся согласно действующему законодательству, предприниматели имеют разрешение на свою деятельность, отчисляют в пользу государства налоги) 2) нелегальный (теневой, «чёрный рынок»: участники рынка нарушают действующее законодательство, находят пути для неуплаты налогов и других обязательных отчислений)
Виды рынка по степени регулируемости:
1) регулируемый (регулирует рынок государство) 2) нерегулируемый (или свободный, государство не вмешивается в рыночные отношения)
Виды рынка, выделяемые по типу конкуренции:
1) Рынок совершенной конкуренции (или чистой конкуренции) 2) Рынок несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Рынки из последней класификации часто называют рыночными структурами. Рассмотрим их.
Рыночные структуры:
1. Рынок совершенной конкуренции. Его черты:
Примеры: рынок продовольственных продуктов, рынок одежды (масс-маркет).
2. Монополия – ситуация на рынке, когда какой-либо товар производит только одна фирма по установленной ею цене.
В современном рынке монополии признаны вредными для развития экономики структурами, и они законодательно запрещены. Однако в отдельных отраслях существуют так называемые естественные монополии. Они появляются там, где конкуренция отсутствует не потому, что она запрещена, а потому что её нет в силу обстоятельств.
Примеры: компания РЖД.
3. Олигополия. Её черты:
Примеры: рынок сотовых услуг (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2).
4. Монополистическая конкуренция. Её черты:
Примеры: рынок парфюмерии, рынок автомобилей.
Перейти к другим темам справочника по обществознанию