Учение Томаса Гоббса о государстве

Томас Гоббс (1588-1679)

Труды: «Левиафан» («Левиафан, или материя, форма, власть государства церковного и гражданского»), «О гражданине».

Томас Гоббс был англичанином и жил в эпоху английской революции (1642-1688). Видимо, поэтому свои размышления он направил в сторону обоснования сильного правления, которое может обеспечить мир и порядок. 

Для изучения общества Гоббс использовал метод анализа и синтеза, который объяснил в своем сочинении «О гражданине». Он сравнил общество с часами. Как разобраться в работе часов? Нужно их разобрать на части, рассмотреть детали, а затем снова собрать. Как разобраться в обществе? Нужно рассмотреть все детали, из которых оно состоит. Гоббс начал свой анализ с изучения государства. 

Гоббс мысленно представил, что бы было, если бы не существовало государства. И дал ответ: в обществе без государства, в «естественном состоянии», люди не чувствовали бы себя в безопасности. Одновременно люди боролись бы друг с другом за выживание, следуя инстинкту самосохранения. Получается, общество без государства – это общество, в котором существует война всех против всех.   

Для людей, отмечает Гоббс, существует три источника конфликтов: страх, соперничество и стремление к славе. Важнейший из них – это страх, именно он приводит человека к созданию государства, в котором запрещается война всех против всех, но остаётся соперничество (в экономической сфере) и борьба за славу. 

Государство возникает в результате общественного договора. Его основа в том, что каждый индивид отказывается от своей свободы в пользу государства, потому что последнее защищает жизнь и здоровье индивидов.
По мнению Гоббса, власть должна быть единой. При этом неважно, кому принадлежит власть, королю или парламенту. Разделение властей, по мнению Гоббса, ведёт к разрушению единства. 

Общественный договор, который привёл к созданию государства, заключается не между народом и государем, но между индивидами: это индивиды соглашаются между собой, что им нужно государство. Правитель в договоре не оговаривается, следовательно, правитель обладает абсолютным суверенитетом  и не может нарушить свою часть договора, так как не играет в нём никакой роли.   

Однако правитель не должен вмешиваться в право индивидов свободно покупать, продавать и заключать друг с другом соглашения. Правитель не может приказать индивиду убить себя или причинить себе иной вред. Правитель может ввести цензуру и таким образом определить, какие взгляды могут быть опасными для государства и какие мнения не следует доводить до сведения подданных.    

Если правитель перестаёт обеспечивать подданных безопасность, то люди имеют право на расторжение договора и на заключение нового. Люи имеют право на нового правителя. 

Основанное на общественном договоре государство является основой для возникновения любых общественных отношений. А значит, различие между обществом и государством стирается. Всё общественное, по Гоббсу, является производным от государства и связано со стремлением индивида к самосохранению. Индивиды при этом – асоциальны. 


Естественный закон

Гоббс вводит понятие естественного закона. Естественный закон основан на природе человека. Главный естественный закон – это стремиться к состоянию мира. 

В естественном состоянии (до возникновения государства) люди действуют в соответствии с естественным правом. Соответственно, люди имеют право защищать себя всеми известными способами. 

Если же люди живут в государстве, то в действие вступает уже не естественное право, а естественный закон, и человек обязан поддерживать мир.  

Литература: Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье "История философии". 

Другие статьи по философии