эффективность урока

Что важнее для учителя: умение заинтересовать или методика?

Автор статьи - Виктория Клепикова

Дисклеймер: я знаю, что личный опыт нельзя обобщать. Тем не менее, статья написана через личный опыт. Почему? Так интересней читать.

Сразу отвечу: методика.

А теперь длинно объясню, почему так.

I.

В университете у меня было несколько преподавателей, которые считались интересными. Их было таких – ярких, харизматичных, выделяющихся на фоне других, «обычных» – примерно по одному человеку на каждый курс, совсем мало. На их лекции приходили, их слушали, их обсуждали, над их шутками смеялись. Одним словом – звёзды.

В университете мне было 18 лет, сейчас мне 38. Ну-ка я проанализирую этих преподавателей с высоты моего сегодняшнего понимания жизни, а не тогдашнего.

Преподаватель 1 читал очень классные лекции, заслушаешься. Нюанс. Он никогда не читал лекцию всё положенное время, он всегда уходил на 20-30 минут раньше, чем должен был. Половину лекций он и вовсе «прогулял». То есть этот интересный преподаватель систематически не додавал студентам знания.

Преподаватель 2 тоже читал весьма полезные и интересные лекции. Нюанс. О нём было известно, что он звал студенток, которые писали у него курсовые, к себе домой. Мальчиков-студентов никогда не звал, только девушек. Под предлогом, что нужно обсудить литературу для курсовой, а у него дома обширная библиотека.

Преподавательница 3 вела яркие лекции, студенты много смеялись на её занятиях. Действительно, когда преподавательница бьёт своими бумагами кого-то из учеников по голове, а потом орёт на всю аудиторию какое-то смешное ругательство в его адрес – это довольно яркий момент. Я рада, что она не позволяла таких ярких моментов в мою сторону. Мне жаль, что в 18 лет многие мои одногруппники принимали вербальное и иное насилие за «какая она интересная».  

Вывод: есть гораздо более важные вещи в работе преподавателя, чем его умение быть ярким и интересным. В частности, этика, безусловно, стоит на первом месте. Она же первее и методики. 

 

II.

Понятие «интересный преподаватель» не имеет объективного характера. То, что интересно одному, будет скучно другому.

Часто это понятие вообще никак не связано с тем, насколько преподаватель хорошо знает предмет или насколько он опытен.

Например, ещё одна яркая преподавательница из моего студенческого прошлого привлекала в себе внимание тем, что очень стильно одевалась и вообще была страшно эффектной женщиной. Проблема здесь только в том, что манера одеваться преподавателя не имеет прямой связи с качеством предоставляемой им услуги.  

А мой самый любимый предмет в школе вела довольно нервная учительница. Однако я любила её уроки, потому что я обожала литературу. Я любила бы чьи угодно уроки, если бы только на них обсуждали писателей и их произведения. Собственно, так и было. С любым учителем неизменно моим любимым предметом оставалась литература.  

Вывод: интерес рождает не преподаватель, а внутренняя тяга ученика к тем или иным темам. А преподаватель создаёт комфорт и безопасное пространство в классе.

 

III.

У меня сменилось 3 учительницы английского в школе, 2 репетитора, и я ходила на 5 курсов.

Говорю это, чтобы вы понимали – я профи в изучении английского.

Из всего этого многообразия удалось выучить язык на приличном уровне только благодаря 3 курсам.   

Эффективные курсы (3 из 5) объединяло то, что их программу и (что важно) планы каждого занятия с преподавателем определяли учебники, разработанные лучшими умами лучших образовательных учреждений мира.

Я прошла курсы, где мы занимались по учебникам от Оксфорда (Headway, English file)  и издательства Макмиллан (Inside Out – самый любимый мой учебник!).

Трое разных курсов – четверо разных преподавателей, а результат один и тот же, отличный.

А помимо результата – на всех курсах мне было заниматься очень интересно. Потому что в каждом из этих классных учебников были очень увлекательные тексты, приятные и эффективные упражнения. Каждый урок содержал все виды тренировок, необходимых для того, чтобы выучить язык (чтение, аудирование, речь, грамматика).

Почему у репетиторов я не могла достичь высокого результата? Да потому что они не имели той методологической базы, что заложена в учебники Оксфорда. Репетиторы занимались со мной по наитию. У них не было тех разнообразных планов урока, что предлагает Книга для учителя от Оксфорда.

Почему со всеми учителями, а это были разные люди абсолютно, у меня был хороший прогресс на курсах по иностранным учебникам? Потому что все они занимались по планам, разработанным очень умными людьми. На уроке они лишь дирижировали процессом, но содержание было заранее определено самыми опытными методистами на свете.

Вывод: интерес на уроке зависит не только от личности учителя, но и от качества материалов, по которым он преподаёт. Также критически важна методика преподавания. Именно они отвечают и за интерес, и за результат. 

                                                Кроссворды по ссылке