Как делать задание 21 в ЕГЭ по истории Автор статьи - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова (записаться на занятия)
В демоверсии ЕГЭ по истории 2023 г. в тесте ЕГЭ 21 задание. Самое последнее (21-е) - оно же самое сложное - требует знаний не только по истории России, но и по Всемирной истории.
Пример задания из демоверсии по истории 2023 г.:
"В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право,
в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите
аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события
повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где
они произошли: один аргумент для России и один для США. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде".
Аргумент для России: ______________________________________________
Аргумент для США: ________________________________________________
В ответах приведены следующие формулировки:
Аргумент для России:
"С отменой крепостного права крестьяне перестали находиться под опекой помещиков, которые ими ранее владели, и у правительства возникла необходимость создания органов местного самоуправления, которые бы управляли хозяйственными делами в соответствии с социально- экономической обстановкой в каждом регионе страны; была проведена земская реформа".
Аргумент для США:
"После отмены рабства в США бывшие плантаторы-рабовладельцы пытались вернуть свою власть над
бывшими рабами, для чего в южных штатах ими были приняты «чёрные кодексы», которые почти полностью воспроизводили действовавшие до Гражданской войны законы о рабах; Конгрессом США был принят закон, отменявший «чёрные кодексы», власти США приступили к «радикальной реконструкции Юга», целью которой было не допустить возвращения рабства".
Из текста задания и ответов к нему видно, что для его выполнения Всемирную историю нужно изучить на достаточно глубоком уровне.
При этом оценивается оно на достаточно низкие баллы - всего на 3 балла (первичных).
В этом месте следует задуматься: имеет ли смысл (по силам ли, позволяет ли время?) выучивать Всемирную историю примерно на том же уровне, что и историю России, если это принесёт всего 1 балл (2 балла из трёх можно получить, если сформулировать аргумент для России). То есть максимум будет на 100 баллов, а 96. Стоит игра свеч? Если нет, забудьте об этом задании. Учите только даты Всемирной истории для задания 2 и подробно, с максимальной отдачей сил, историю России.
Если же вы отвечаете утвердительно и хотите побороться на экзамене за максимум, то вот материалы для подготовки.
Материалы для подготовки к заданию 21 в ЕГЭ по истории
1. Мои тренажеры на egevmeste. Обязательно читать "Подробный ответ", учить подробные ответы помимо событий и дат.
2. Список тем из кодификатора, которые будут проверяться на экзамене в задании 21. Для подробного изучения следует купить учебник по Всемирной истории и не расставаться с ним весь 11 класс.
Список тем по Всемирной истории из кодификатора (ЕГЭ, 21 задание):
1) Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Период эллинизма. Древний Рим.
2) Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века.
3) Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние
века.
4) Международные отношения в Средние века.
5) Культура Средневековья. Западное христианство.
6) Возникновение и развитие ислама.
7) Великие географические открытия.
8) Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе.
9) Становление абсолютизма в европейских странах.
10) Реформация и контрреформация в Европе.
11) Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в.
12) Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в.
13) Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи.
14) Политические и религиозные противоречия начала XVII в.
15) Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в.
16) Культура и картина мира человека раннего Нового времени.
17) «Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное.
18) Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот.
19) Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в.
20) Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в.
21) Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии.
22) Характерные черты международных отношений XVIII в.
23) Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США.
24) Создание колониальных империй.
25) Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
26) Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в.
27) Утверждение конституционных и парламентских монархий.
28) Создание Германской империи.
29) Образование единого государства в Италии.
30) США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США.
31) Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
32) Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Антиколониальные движения.
33) Международные отношения в XIX в.
34) Мир накануне Первой мировой войны.
35) Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Власть и общество в годы
войны. Человек на войне.
36) Революционная волна после Первой мировой войны.
37) Версальско-Вашингтонская система.
38) Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм.
39) Национально-освободительное движение в странах Востока.
40) Великая депрессия и альтернативные пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс».
41) Германский нацизм. Японский милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и её последствия.
42) Основные направления развития науки, образования, культуры.
43) Мир накануне Второй мировой войны.
44) Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Власть и общество в годы войны.
45) Перемены в мире под влиянием победы во Второй мировой войне над силами реакции и агрессии. Экономические и политические изменения в странах Запада.
46) Национально-освободительное движение в странах Востока. Распад колониальных империй и его последствия.
47) Мировая система социализма: зарождение, основные этапы развития.
48) Холодная война и её влияние на послевоенный мир.
49) Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни.
50) Современный мир в условиях глобализации.
|