НЕучебник по русской истории. Глава вторая

НЕучебник по русской истории. Глава вторая

   Автор "НЕучебника" - репетитор по истории Виктория Клепикова 

 

 

Глава 1 [] Глава 2 [] Глава 3

Глава 2. Девочка объявляет войну

Скачать PDF файл
 
Ученики класса Андромеда уже более пяти минут ожидали начала урока истории. Они сидели в классе и надеялись, что их учительница проспала и не придёт. Однако Хиппи Толстая (такое прозвище было у учительницы) в определённый момент всё же стремительно ворвалась в класс и тут же заполнила всё пространство своим звонким и громким голосом.
 
- Прошу прощения за опоздание! Мы с директором обсуждали сценарий кубка школы по литературе и совершенно забыли о времени. Давайте немедленно приступим к уроку. Наша сегодняшняя тема, - тут Хиппи Толстая замолчала, грустно свела брови вместе, вздохнула, - … наша сегодняшняя тема будет печальной и трагичной. Мы будем обсуждать войны, которые велись в правление Екатерины II. Иными словами, мы снова будем говорить о самом страшном, что может произойти в жизни людей.
 
Хиппи Толстая не случайно сказала «мы снова», потому что внешнюю политику государств преподавала в классе «Андромеда» всегда она. И, к слову, её прозвище имело тайный смысл.
 
Хиппи – это субкультура, выступающая за мир во всём мире. А Лев Толстой – это писатель всемирной известности, который проповедовал отказ от войны и непротивление злу насилием. А Хиппи Толстая – это учительница, которая о каждой войне прошлого говорила так, как будто она закончилась чуть ли не вчера. 
 
- Увы, Екатерина успела повоевать не мало, ох не мало. В её внешней политике выделяют западное направление и южное. Западное направление – это отношения с Европой. Здесь Россия поучаствовала в разделах Польши, а ещё в борьбе с революционной Францией. На южном направлении случились две войны с Турцией. 
 
Хиппи Толстая замолчала, и некоторые ученики класса подумали, уж не хочет ли она объявить минуту молчания в память о погибших (так однажды у них уже было на уроке), но нет. Учительница снова глубоко вздохнула и продолжила.   
 
- Я долго думала, как я могла бы объяснить вам те странные, с точки зрения сегодняшнего дня, события, которые мы будем сейчас обсуждать. К примеру, раздел Польши тремя странами – Россией, Австрией и Пруссией. Или вот колониальные захваты чужих земель со стороны Англии, Франции, Испании и Португалии в этом же веке. По нормам современного международного права, сейчас все эти вещи считаются практически преступлением. Но почему это не считалось преступлением тогда?
 
- Потому что сейчас у нас новые законы, а тогда были старые. Сейчас у нас есть ООН, а раньше каждая страна действовала сама по себе, - нетерпеливо вставил слово блогер Марк.
 
Хиппи Толстая удивлённо посмотрела на него.
 
- Да, Марк, таким может быть одно из объяснений. Но я всё же думаю, что дело не только в этом. Я думаю, изменилось понятие блага для государства. Раньше оно чётко увязывалось с территорией. Поэтому всякая война или конфликт были направлены на то, чтобы территория государства расширилась. Земля была главным богатством. Чем больше территории, тем больше богатств можно взять из земли, а потом обменять, продать. Земля, еда и деньги означали в то время одно и то же. Сейчас мир стремительно меняется. Богатство государствам даёт уже не только земля, но ещё и человеческие знания с технологиями. Но во времена Екатерины II общество было патриархальным, а человеческая жизнь, особенно если это жизнь какого-то простолюдина-солдата, не ценилась. Зато ценилась – земля.
 
Эми подумала, что Хиппи Толстая немного отвлеклась от темы. Видимо, это же подумала и её подружка Марта, потому что сосед сзади слегка толкнул Эми в спину и передал ей записку. Она прочитала:
 
«Эми! Тебе не кажется, что Глеб сегодня какой-то грустный?»
 
Марта была влюблена в Глеба, а Глеб не был влюблён в Марту. Глеб два дня назад впервые написал Эми сообщение, и с того времени они вели очень увлекательную переписку. И Марта об этом не знала. 
 
«Глеб обычный, как всегда. Кстати, недавно, мы с ним начали переписываться» - написала в ответ Эми и передала записку назад.
 
О том, что она сообщит Марте о своей переписке с Глебом, Эми решила ещё вчера вечером после разговора с мамой.
 
- Мама, она постоянно говорит со мной о Глебе. Она помешана, правда. Иногда я даже от этого устаю. Она влюблена впервые в жизни. И вот Глеб, в которого моя лучшая подруга бешено влюблена, начал вдруг писать мне! Я не знаю, это оттого, что я ему нравлюсь или он проявил интерес чисто по-дружески. Честно, я не знаю, как и сама к нему отношусь. Знаю, что мне приятно с ним разговаривать, это классно, но что делать с Мартой? Нужно ли ей говорить? Вдруг она станет ревновать? Потребует от меня перестать с ним общаться? Потребует читать ей все его сообщения мне? Может, мне лучше ничего ей не говорить?
 
Мама в ответ на это сказала очень разумные вещи:
 
- Эми, нам нельзя в этой жизни предавать друзей. А ещё нам нельзя предавать самих себя. А это значит, что ты можешь общаться с теми людьми, которые тебе интересны, без разрешения подруг, моего разрешения или кого угодно. А ещё ты должна быть честной с людьми. А значит, Глебу нельзя рассказывать, что Марта влюблена в него. Скажи Марте, что ты будешь держать тайну. А Марта не должна знать содержание ваших сообщений, потому что Глеб их пишет для твоих, а не для её глаз. Ты можешь чем-то делиться с ней, конечно, но в разумных пределах. 
 
- То есть мне нужно ей рассказать? А если она обидится и перестанет со мной общаться?
 
- Ты не можешь повлиять на то, как отреагируют твои друзья на правду, которую ты им сообщаешь. Но это единственный путь оставаться друзьями, - ответила мама.   
 
И вот только что Эми сообщила Марте правду. Интересно, она уже прочитала её записку?
 
Хиппи Толстая раздала ученикам листочки с заголовком «Ошибки учителя».
 
- Что это значит? – спросила учительницу феминистка Аня.
 
- Это значит, что сегодня я буду намеренно и не намеренно допускать в своём рассказе ошибки. А ваша задача будет, помимо ведения конспекта по теме урока, записывать их на листочки, которые я вам раздала. В конце урока положите мне их на стол. Это наше с вами упражнение на сегодня: учиться критически относиться к информации, даже если она исходит от авторитетного источника и человека выше по положению. В данном случае я имею в виду, что вы дети, а я взрослая, вы ученики, а я учительница.  
 
- Можно начинать? – деловитым тоном спросил её Марк.
 
- О, да, - усмехнулась Хиппи Толстая и увидела, как Марк принялся очень быстро что-то записывать. 
 
Марк написал: «Ошибка 1. Войны велись и ведутся не только за территории, но и ради чувства собственного величия отдельного правителя (часто сумасшедшего). Пример – Наполеон. А ещё чаще войны ведутся за влияние стран в мире или передел этого влияния».
 
- Разговор о внешней политике Екатерины мы начнём с западного направления, а именно с разделов Польши. Польша в XVIII в. переживала кризис. Королевская власть была слабой, а польская знать не особенно интеллектуальной. В результате, когда возник подходящий повод, Россия, Австрия и Пруссия поделили её территорию между собой. А теперь давайте попробуем угадать, что стало поводом для такого нетривиального действия в XVIII в Европе. Проведём голосование. Я буду называть предположительную причину, по которой Россия направила в Польшу свои войска в 1772 г., а вы поднимать руки, если посчитаете её убедительной. Весь список причин вы видите уже сейчас на доске. Посмотрите и определитесь с выбором. Теперь голосуем. 
 
Вариант первый: в Польшу ввели войска, потому что она угрожала России и другим европейским странам войной.
 
Эми, Глеб, Аня и ещё много человек подняли руки, всего 12.
 
- Вариант второй: поляки приняли решение не уравнивать в правах католическое и православное население.
 
Хипии Толстая сделала паузу, подсчитывая руки и записывая результат – 2 человека.
 
- Вариант третий: в Польше были особенно плодородные земли, тогда как в России, Австрии и Пруссии земли были обычные и давали гораздо меньше урожая. 
 
Руки подняли 3 человека.
 
- Итак, большинство их вас решило, что Россия направила в Польшу войска, потому что Польша угрожала войной. И вы ошиблись. Правильный вариант – второй. Поводом стало нежелание Польши предоставить своим православным гражданам те же права, что были у католиков. Однако повод не всегда равен причине. Причина была сложной. Дело в том, что Россия в то время уже состояла в войне с Турцией. И Австрия, предложившая раздел Польши, намекала России, что если она не поддержит её начинание, то Австрия не поддержит Россию на турецком направлении. Соответственно, чтобы выиграть в Турции, Россия согласилась принести в жертву Польшу. Тем более, что России это обещало тоже некоторые выгоды, во всяком случае территориальные. 
 
В этом месте Хиппи Толстая развела руки в стороны и изобразила на лице гримасу, молчаливо сообщавшую, что она отказывается понимать, почему в этом мире всё так сложно, и политика не может быть безопасной для человеческих жизней. Но вслух сказала иное:
 
- Повод же, связанный с дискриминацией православных в Польше, в наше время назвали бы притеснением прав человека. Польша дискриминировала внутри своей страны людей с православной верой. А православная Россия не могла смотреть на это безучастно. Католичество - ценность Польши, она готова её защищать. Православие - ценность России. Мы говорили с вами, что войны велись из-за территорий. Ещё они ведутся ради защиты своих ценностей и их распространения. А иногда война – это борьба с "чужими" ценностями. 
 
Она продолжила:
 
- Разделов было три: в 1772 г., 1793 г. и в 1795 г. Результатом стало присоединение к России Белоруссии и Правобережной Украины. Варшаву и Поморье забрала Пруссия, а Галицию и Люблин – Австрия. Польша как независимое государство прекратила своё существование.    
 
- Неужели Поляки не сопротивлялись и не пытались остановить раздел своей страны? – спросил Хиппи Толстую хулиган Борис. 
 
- Попытка остановить разделы была. Человек по имени Тодеуш Костюшко поднял в Польше восстание после второго раздела, но оно лишь спровоцировало третий раздел. Польша была слишком слаба в сравнении с Россией, Пруссией и Австрией. 
 
Хиппи Толстая быстро подошла к компьютеру, нажала пару клавиш и внезапно во всю стену над доской высветилась карта Франции. 
 
- Разберём следующее направление внешней политики России в этот период. Одним из важнейших событий XVIII века стала Великая Французская революция 1789 г. Мы не будем сейчас говорить о ней подробно, скажу только, что в ходе этой революции лишились своей головы король Людовик XVI и его жена Мария Антуанетта. Франция при этом приобрела Конституцию и Парламент. Буржуазия получила ряд прав. А огромное количество людей погибли во время революционного террора и последующих вслед за революцией революционных войн Франции. Вот в этих самых войнах будет участвовать и Россия. Правда, не при Екатерине II, а уже при следующем монархе после неё – Павле I.
 
Хиппи Толстая традиционно для себя сделала скорбную паузу и печально покачала головой, словно говоря: «Зачем они постоянно воевали, ну зачем?»
 
- При Екатерине II, - продолжила Хиппи Толстая, - Россия разорвала с Францией дипломатические и торговые отношения. Ещё Россия присоединилась к морской блокаде Франции и заключила союз с Англией и Австрией о совместной борьбе с французской революцией. Также на территории России запретили распространение трудов французских просветителей, что немного забавно, если вспомнить, что сама Екатерина ими зачитывалась. Любимым её философом, с которым она даже состояла в переписке, был Джон Локк.
 
Несколько человек в классе на этих словах синхронно притянули к себе листочки «Ошибки учителя», выданные Хиппи Толстой в начале урока, и сделали там какие-то записи. В частности, Глеб написал следующее: «Екатерина II переписывалась с Вольтером. А Джон Локк – английский философ».
 
- Но главным событием внешней политики этой эпохи стали войны с Турцией за выход к Чёрному морю. России нужно было побережье Чёрного моря для укрепления своего геополитического положения. 
 
Хиппи Толстая снова подошла к компьютеру и теперь за её спиной высветилась карта, на которой виднелось Чёрное море, Крым, а также стрелочки красного и чёрного цвета, изображавшие движения войск.
 
- Итак, класс Андромеда, сейчас я поделю вас на две половины. Первые два ряда парт – это будет команда гвардейцев, а следующие два ряда – команда мушкетёров. А ряд из последних парт – это эксперты. 
 
- Кто такие гвардейцы и мушкетёры? – недовольным тоном спросила сложная ученица Вера.
 
- Это из истории Франции, прочитай «Три мушкетёра» Дюма, - ответила ей Хиппи Толстая и продолжила объяснять правила игры. 
 
- Каждой команде нужно по два представителя, которые будут представлять её работу перед всем классом. Сейчас мы проведем жеребьёвку. 
 
Учительница прошлась с мешочком по рядам, и в команде гвардейцев жребий выпал на Эми, а в команде мушкетёров – на Марка.
 
- Отлично, - сказала Хиппи Толстая. – Сейчас я пройдусь по рядам ещё раз и выберем второго представителя.
 
- Я хочу вызваться добровольцем! – поднял руку Глеб и улыбнулся Эми, которая почувствовала, как довольная теплота расплылась у неё в груди.
 
«Ура, я с Глебом! Глеб захотел меня поддержать!» - думала она. Лучшая подруга Эми Марта в это время нахмурила брови. 
 
- Конечно! Если команда не возражает, - откликнулась на предложение Глеба Хиппи Толстая.
 
- А я хочу быть добровольцем со стороны мушкетёров! – крикнула феминистка Аня, и ей приветственно помахал рукой блогер Марк. 
 
Команды не возражали против добровольцев. Хиппи Толстая раздала командам, а также экспертам карточки с заданиями.
 
Ребята сгруппировались в противоположных концах класса. Хиппи Толстая выдала каждой команде по списку вопросов. Задача команды была – найти ответы, а задача представителей – приготовить творческую презентацию этих ответов.
 
Атмосфера за столом гвардейцев сложилась напряжённая. 
 
- Хочу сказать сразу: я не считаю, что лидерами в команде должны быть наши так называемые представители, - сказал в несколько агрессивном тоне хулиган Борис и с вызовом посмотрел на Глеба.
 
- Хорошо. Я и не рвался. Как и Эми. Давайте проголосуем насчёт лидеров? – примирительно сказал Глеб.
 
- Зачем тратить время на эту ерунду? Мы с командой будем искать информацию и отвечать на вопросы, а вы с Эми готовьте презентацию своего выступления. Пишите речь, распределяйте реплики, - отрезал Борис.
 
- А, то есть ты решил стать лидером без голосования и уже командуешь? – возмутился Глеб.
 
- Глеб, давай сделаем, как сказал Борис. За вычетом слова «ерунда» его слова прозвучали разумно. А лидер вообще не нужен сейчас. Нас всего шесть человек в команде, мы можем и сами договориться, - сказала Наташа, самая модная девочка в классе.
 
Глеб подумал, что обстановка в его команде довольно враждебная по отношению к нему и немного разозлился. Но виду не показал. Он сдержанно выразил согласие, и повернулся к остальным участникам спиной, а лицом - к Эми.
 
- Будем писать речь и готовить слайды? – предложила она.
 
- Давай. У меня есть идея по концепции. 
 
Гвардейцы приступили к поиску ответов на вопросы. Даже Борис взял себе один вопрос, что было для него нетипично. Обычно он во время групповой работы провоцировал в команде конфликт, а затем обижался и демонстративно отказывался помогать. 
 
Карточка, выданная Хиппи Толстой, стремительно заполнялась словами и цифрами.
 
Год первой русско-турецкой войны Екатерины II: 1768-1774. 
 
Страна, начавшая войну: Турция.
 
Причины:
 
1) Необходимость обезопасить границы.
2) Экономические причины: потребность в новых землях и развитии торговли (для этого нужен был выход к морю).
 
Основных битв было несколько: у рек Ларга и Кагул на суше и Чесменский бой на море.
 
Полководцы войны – Румянцев на суше и Спиридов на море. 
 
Закончилась война миром с очень сложным названием – Кючук-Кайнарджийским. По его условиям Россия получила земли между реками Днепр и Буг, а Крымское ханство стало независимым от Османской империи. Количество погибших в этой войне людей неизвестно (не подсчитано).
 
Глеб и Эми придумывали креативную форму для публичного представления добытой командой информации. В какой-то момент они отошли вместе к окну, где Глеб достал телефон, включил камеру, после чего Эми села на подоконник и стала изображать что-то непонятное.
 
Мушкетёрам достались вопросы по второй войне с Турцией в правление Екатерины II.
 
Их карточка с заданиями тоже быстро заполнилась ответами.
 
Годы войны: 1787-1791.
 
Страна, начавшая войну: Турция.
 
Причина: Недовольство Турцией тем, что в 1783 г. Россия присоединила к себе Крым и оформила протекторат над Восточной Грузией. 
 
Основные битвы: разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн, взятие крепости Очаков, падение крепости Измаил. А на море – битва у мыса Калиакрия, где русский флот действовал под командованием адмирала Ушакова. 
 
Полководцы войны – Потёмкин, Суворов и Ушаков.
 
Закончилась война Ясским миром, по которому Турция признала вхождение Крыма в состав России и протекторат над Восточной Грузией. Кроме того, Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом. Количество погибших в этой войне людей неизвестно (не подсчитано).
 
                                Александр Суворов
 
Наконец, Хиппи Толстая потрясла колокольчиком, что означало окончание времени на подготовку команд. 
 
- Команда гвардейцев, прошу вас представить ваши ответы перед классом.
 
Эми и Глеб вышли к доске. Они произнесли несколько типичных вступительных фраз, а затем вдруг класс услышал неожиданное:
 
- Достаньте ваши телефоны и включите звук! – радостно сказала Эми.
 
Одноклассники переглянулись, затем с недоверием посмотрели на Хиппи Толстую, словно ожидая, что она вмешается и запретит доставать телефоны, но ничего из этого не произошло, поэтому через минуту все держали в руках свои смартфоны. А ещё через некоторое время все эти смартфоны одновременно стали у кого вибрировать, а у кого звенеть мелодиями, потому что в групповой чат класса пришло новое сообщение с видео. От Эми. 
 
- Теперь мы просим вас это видео посмотреть, только пожалуйста, поставьте громкость поменьше, - обратился к одноклассникам довольный эффектом Глеб.
 
К сожалению, Глеб с Эми не учли, что даже с маленькой громкостью песня, которую они выбрали фоном, будет вполне ощутимо сотрясать стены класса, пока одноклассники все одновременно смотрели, как Эми на экране с помощью мимики и жестов выражала отношение к передвижению турецких и русских войск на карте, а затем несколько раз медленно произносила вот это «Кючук-Кайнарджийский мир». 
 
- Где поставить лайк? – поинтересовалась Вера из команды мушкетёров.
 
- Мы выложим его в тик-ток, а следом и ещё одно видео, которое снимем прямо сейчас!
 
Глеб кинул смартфон Эми, чтобы она снимала.
 
- Только что наши с Эми одноклассники посмотрели видео о русско-турецкой войне 1768-1774 гг. (в этот момент он выхватил из рук Эми камеру и направил её на девушку, чтобы она помахала рукой)! А сейчас мы проверим, как много они запомнили!
 
За секунду Глеб оказался рядом с Борисом, которого попросил назвать причины войны. 
 
- Ээээ… Они хотели побольше денег. То есть земли, - насупившись, выдавил Борис.
 
- А что запомнила ты? – обратился Борис к подруге Эми Марте.
 
Марта, обычно всегда такая приветливая и улыбчивая с Глебом, отчего-то совсем не захотела ему подыграть, а злобно выкрикнула:
 
- Не надо меня снимать.
 
Немало удивлённый Глеб пошёл с вопросами к другим одноклассникам, которые уже с удовольствием кривлялись на камеру и выдавали свои забавные ответы. Больше всего класс смеялся, когда он просил повторить следом за собой название мира «Кючук-Кайнарджийский». 
 
- Ну ладно, - сказала Хиппи Толстая по завершении всей этой феерии, которую устроили Эми с Глебом в качестве презентации своего ответа. – Признаюсь, такого на своих уроках я ещё не видела! Весьма неожиданно и эффектно! Прошу вас поделиться потом ссылкой на ролик. А теперь, Андромеда, уберите, пожалуйста, обратно свои телефоны и давайте послушаем презентацию команды мушкетёров.
 
Марк и Аня вышли к доске. Они успели сделать анимированную презентацию. Их речи были чёткими и понятными. Они говорили по ролями и даже немного шутили между собой. Они очень хорошо справились со своей задачей, но в сравнении с выступлением Эми и Глебом их представление было слишком обычным.
 
- Спасибо, ребята. Вы большие молодцы. Сейчас эксперты проголосуют, и мы узнаем победителей. До голосования хочу обратить внимание на недочёт в карточке, полученной от команды гвардейцев. Они написали, что войну 1768-1774 гг. начала Турция, но не объяснили причины. Причины команда дала с точки зрения России, но и знать причины Турции тоже важно. 
 
Эми с тревогой посмотрела на Глеба. «Неужели мы из-за этого можем проиграть?». Глеб пожал плечами. 
 
- Кто из экспертов считает, что победить должна команда гвардейцев? – спросила меж тем Хиппи Толстая у экспертов. 
 
Руки подняли четыре эксперта из пяти. Эми и Глеб победили. 
 
- Кто считает, что победить должна команда мушкетёров?
 
Руку подняла только одна экспертка - Марта, лучшая подруга Эми.  
 
С поднятой вверх рукой Марта пристально смотрела на Эми. Глаза её были злыми, а челюсти сильно зажаты.
 
Улыбка Эми замерла на лице. Эми осознала, что Марта, кажется, плохо восприняла записку, которую она ей отправила в начале урока.
 
- Что ж, на сегодня наш урок закончен. Сдайте мне, пожалуйста, листочки, на которых вы записывали мои ошибки, и можете идти на перемену.
 
Эми взяла телефон и написала Марте длинное сообщение:
 
«Марта, ты на меня обиделась? Из-за того, что Глеб мне написал, а сейчас на уроке попросился стать моим напарником? Да, я теперь с ним общаюсь. Извини, что не сказала об этом позавчера, когда он написал в первый раз. Я испугалась, что ты расстроишься. И ты расстроилась. Но я же не могу ему не отвечать! Он же мой одноклассник! И да, он мне симпатичен, и у меня нет причин быть с ним грубой. Я могу тебя познакомить с ним поближе, и ты тоже сможешь с ним общаться. Я никогда ему не расскажу о твоих чувствах. Как он относится ко мне, я не знаю. Сейчас мы просто друзья». 
 
Она обернулась посмотреть, как Марта прочитает её сообщение. Эми увидела, что Марта в самом деле протянула руку к телефону, что-то прочитала, после чего с унылым видом посмотрела на Эми. Они встретились глазами. Марта демонстративно отвернулась. Она собрала вещи и ушла из класса одна, не подождав, как делала обычно, Эми. 
 
В это время Борис подошёл к Вере.
 
- Тебя тоже вызывали к психологу? – спросил он.
 
- А тебе-то что?
 
- Да так. Хотел узнать, делали ли с тобой то же упражнение, что со мной.
 
- Звучит страшно. Я была только один раз. Мне дали заполнять тесты, типа, как я сплю и как я ем. Расспрашивали про семейку. 
 
- А. Значит, у тебя всё впереди. На второй встрече будет жара. Рекомендую. 
 
- Эээм. Имеешь в виду, что мне нужно свалить?
 
- Почему ты поняла мою фразу ровно противоположно тому, что я сказал? Нет, наоборот, сходи. Мне сказали, что десять встреч у нас будет индивидуальных, а потом мы будем встречаться в группе. Я, ты и остальные такие же.
 
- Главные психи школы. 
 
- Типа того. Но мне сказали, что я не псих и что моя проблема - это страх ошибки. Возможно, у тебя будет похоже. Пока.
 
Борис ушёл, а Вера осталась стоять в недоумении. Борис заговорил с ней впервые с начала учебного года. Довольно необычная тема для первого разговора. Её удивило, что Борис говорил о походе к школьному психологу так спокойно, как будто речь шла о дополнительных занятиях по литературе. Сама она очень стыдилась, что ей нужно это делать.  
 
Читать следующую главу
 
Вы прочитали до конца вторую главу! Я очень рада! 
Пожалуйста, оставьте отзыв! :) Это поможет мне найти издателей для "НЕучебника"