НЕучебник по русской истории. Глава первая

События от Екатерины II до Николая I

Помните, мы все читали "Гарри Поттера" и следили, как Гарри перемещается по школе и слушает объяснения профессора МакГоннагал о трансфигурации? Я подумала, а почему бы в таком стиле не написать учебник по истории? Только в моей школе "Лето" ученики будут слушать объяснения своих очень необычных и изобретательных учителей по русской истории. Ведь правда интересней следить за событиями, например, русско-турецких войн, если они развиваются на фоне взаимоотношений учеников, их конфликтов и разрешения этих конфликтов. Обязательно напишите мне отзыв, если чтение вас увлечёт и вы захотите узнать продолжение. Книга пишется, сейчас готово пять глав. 

 

   

   Автор "НЕучебника" - репетитор по истории Виктория Клепикова 

 

 

Глава 1. Призрак, Андромеда и внутренняя политика Екатерины II

Скачать PDF файл

Учитель, которого школьники называли за глаза не иначе как Призраком, вышел к доске и торжественно замер, давая понять ученикам в классе, что урок начался. Призраком его называли за высокий рост, удивительную худобу и потустороннее выражение лица. Призрак был непредсказуемым учителем, не злым, но при этом очень отстраненным и холодно далёким от каждого. А ещё он всегда ходил в плаще. 

- Сегодня, - заговорил Призрак, - мы будем проходить эпоху Екатерины II. 

Он нажал на пульт, и за его спиной загорелась на доске тема: "Просвещённый абсолютизм Екатерины Великой", а ниже подсветились красным цветом даты - 1762-1796 годы.

Одноклассники Эми, как и она сама, открыли тетради, чтобы переписать тему в тетрадь, а особенно даты, потому что Призрак был буквально помешан на датах и называл их "таблицей умножения в истории". 

- Стоп! - остановил их учитель. - Сегодня у нас будет урок, во время которого каждый из вас будет записывать в тетрадь только то, что понял! После урока вы мне их сдадите, и я просмотрю конспект каждого.

- А если я ничего не пойму, я могу вообще ничего не писать? - угрюмо заметил главный хулиган класса Борис. 

- Да, Борис, вы можете вообще ничего не писать. Если вы выдержите целый урок обманывать меня, самого себя и одноклассников, будто вы ничего не поняли. И если вы сможете преодолеть давление группы. 

В классе начались перешептывания. Призрак любил устраивать из урока всякие головоломки, но что он задумал сейчас, пока было не очевидно.

- Видите ли, - Призрак начал плавно перемещаться по классу, - учёба в школе научила вас командной работе и работе по приказу. Учитель говорит писать - и весь класс дружно пишет. Или выполняет задачу. Или читает текст в учебнике. Но сегодня я не буду вам говорить, что делать. Каждый из вас будет решать сам, как оформлять тетрадь. Каждый будет сам определять уровень своего понимания. Каждый из вас будет сам бороться с желанием взяться за ручку, когда за неё взялся сосед. Потому что, если сосед понял информацию, а вы нет, вам придётся просто сидеть, и ничего не записывать. Каждый из вас сегодня будет учиться полагаться на себя. 

Эми подняла руку. 

- Если я поняла, что значит выражение "просвещённый абсолютизм", я могу его уже сейчас переписать? - поинтересовалась она.  

- Можете. И это первый и последний раз за этот урок, когда я дал ответ на вопрос о том, что следует или не следует делать. Но для начала, Эми, расскажите нам об этом выражении, если вы его поняли. Что оно значит? Давайте дадим шанс понять его и всем остальным. 

Летом Эми была в Петербурге и в одном из его огромных дворцов, отделанных золотом, она вместе с родителями слушала экскурсию о Екатерине II. Удивительно, но каким-то образом она запомнила, что такое просвещённый абсолютизм.  

- Восемнадцатый век в истории зовётся веком просвещения, - начала она, - потому что в этом веке во Франции жили философы-просветители. Эти философы... (Эми запнулась) … они очень много думали о государстве, о том, что им не нравится их король во Франции, который ни с кем не советовался и делал всё, что хотел. И эти философы фантазировали на тему того, как бы сделать государство более справедливым. Они предложили ограничить власть короля законом, говорили о том, что король должен заботиться о подданных, а сами подданные имеют право влиять на решения короля через парламент. И что государство – это результат общественного договора людей с правителем. А Екатерина II много читала книг философов-просветителей из Франции. Она вообще была иностранкой, приехала в Россию из... из какой-то другой страны. И когда она стала в России императрицей, то она стала много говорить о благе подданных. А ещё она пыталась обосновывать законом все свои поступки как императрицы. Но тем не менее её власть все равно оставалась абсолютной, потому что она продолжала делать все, что хотела, и сама же писала законы, какие ей были нужны. 

- Браво! - отреагировал на речь Эми Призрак. - Кто-нибудь уже готов сделать в тетради первую запись? 

Глеб пару секунд сомневался, что ему записать в тетрадь. В конечном итоге он решил так: "Я ничего не понял из того, что сказала Эми и почему Призрак оценил это словом "браво", но я понял, что просвещённый абсолютизм наша тема. И я знаю, что даты на доске - это время правления Екатерины II. Значит, я это и запишу". 

Его соседка по парте, феминистка Аня, тоже ничего не поняла из слов Эми и записала тему по-своему: "Екатерина II, 1762-1796 гг."

- Екатерина II правила 34 года, - вновь заговорил Призрак. - Она была немкой и её настоящее имя - Софья Августа Фредерика Альгальт-Цербтская. Российской императрицей ей позволил стать брак с Петром III и последующий дворцовый переворот, в результате которого она взошла на престол, а Пётр III погиб. Или..

Тут Призрак эффектно повернулся и направил на доску указательный палец.

- Или нам не следует использовать слово "погиб", но стоит говорить, что он был убит! 

На доске в этот момент появился портрет смешного мужчины в белом парике с локонами.

- Знакомьтесь. Это Алексей Орлов. Фаворит Екатерины. Считается, что именно он с братом стали людьми, непосредственно осуществившими отстранение Петра III от престола. Смотрите, что писал Орлов своей любовнице, Екатерине II, из местечка Ропши, где он с братом держал Петра III под охраной. Аня, прочитайте нам вслух первое письмо!

Феминистка Аня прокашлялась и начала чтение специально низким голосом, как будто она мужчина, а не девочка-подросток.  

- Шестое июля 1762 г., утро. Матушка наша, милостивая государыня. Не знаю, что теперь начать. Боюсь гнева от Вашего величества, чтоб Вы чего на нас неистового подумать не изволили и чтоб мы не были причиною смерти злодея Вашего и всей России, также и закона нашего. А теперь и тот приставленный к нему для услуги лакей Маслов занемог. А он сам теперь так болен, что не думаю, чтоб дожил до вечера и почти совсем уже в беспамятстве, о чём уже и вся команда здешняя знает и молит Бога, чтоб он скорее с наших рук убрался. А оный же Маслов и посланный офицер поможет Вашему Величеству донесть, в каком он состоянии теперь, ежели Вы обо мне усомниться изволите. 

- Спасибо, Аня. Глеб, как бы вы резюмировали прочитанное Аней письмо?

- Я бы сказал, - отозвался Глеб, - что Орлов сообщил Екатерине, что её муж чем-то болен, и он, Орлов, был бы рад, если бы тот умер. 

- Довольно проницательная оценка, - отозвался Призрак, и резко повернулся в сторону задних парт в классе. - Борис, прочитайте нам второе письмо.

- Шестое июля 1762 года, вечер. Матушка, милосердная государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу, но как перед Богом, скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть, но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не милуешь. Матушка, его нет на свете! Но никто сего не думал и как нам задумать поднять руку на Государя! Но, Государыня, свершилась беда. Мы были пьяны, и он тоже. Он заспорил за столом с князем Фёдором, не успели мы разнять, а его уже и не стало. Сами не помним, что делали, но все до единого виноваты, достойны казни... Повинную тебе принёс и разыскивать нечего. Прости или прикажи скорее окончить. Свет не мил, прогневили тебя и погубили души навек. 

- Есть ли желающие прокомментировать этот текст? - обратился Призрак к классу. 

Феминистка Аня подняла руку. 

- Он хочет сказать, что произошло непредумышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Я имею в виду, что Орлов упомянул алкоголь. Судя по тексту, автор явно чего-то не договаривал и рассчитывал на то, что Екатерина умеет читать между строк. Но меня волнует другое. Почему он называет свою любимую женщину "матушкой"? Что за фрейдизм такой?

Призрак помедлил с ответом. Феминистки в классе - это, конечно, всегда заноза. Вместо того, чтобы читать "Гарри Поттера", они всегда читают что-нибудь этакое, что-нибудь взрослое да ещё и научное. Гендерная социализация, видимость женщин, биология мозга... Хотелось бы Призраку знать, из какой своей книжки Аня узнала о психиатре Зигмунде Фрейде, открывшем в XX веке психоанализ. 

- Вам ли не знать, Аня, что социальные нормы, правовые, моральные, какие угодно, меняются со временем. Меняется со временем и язык. В наше время называть любимую женщину "матушкой" в личном письме при любых обстоятельствах по меньшей мере странно. Но в XVIII веке и ранее царя именовали "батюшкой" (отцом), а царицу, соответственно, "матушкой».

Аня молчала, следовательно, ответ Призрака её удовлетворил. 

- Теперь мы разберём важнейшие события во внутренней политике при Екатерине II.

Призрак снова нажал на пульт и на электронной доске появился список из пяти пунктов:

1) ухудшение положения крепостных крестьян

2) работа Уложенной комиссии в 1767-1768 гг.

3) восстание Емельяна Пугачёва в 1773-1775 гг.

4) судебная реформа

5) Жалованная грамота дворянству и городам 1785 г.

- Прежде всего, - начал свой рассказ Призрак в пояснение того, что оранжевым цветом было подкрашено на доске, - в правление Екатерины II существенно ухудшилось положение крепостных крестьян. И это самое существенное событие в её царствование, потому что крестьяне составляли более 80% от всего населения страны. А ведь именно качество жизни народа определяет состояние государственности в тот или иной период истории. Тот правитель, что сумел сделать жизнь людей лучше, достоин подлинного уважения потомков. 

Призрак сделал паузу и многозначительно посмотрел в класс на лица своих учеников. Затем он продолжил:

- И здесь нам важно запомнить, что при Екатерине жизнь крестьян стала ещё сложнее, чем была раньше. Особенно важны в этом смысле два её указа. Первый позволил дворянам-помещикам отдавать крепостных крестьян на каторгу. А второй запретил крестьянам жаловаться на помещиков. 

А вот жизнь дворян, которые составляли менее 3% населения страны, стала гораздо лучше, чем была. Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II в 1785 г., освободила их от обязательной службы и от уплаты налогов. Дворянин имел право наследовать любую недвижимость, а также крестьян. Он мог заниматься любой предпринимательской деятельностью и покупать недвижимость в городах.

- Но это же несправедливо! Самые богатые люди освобождались от налогов? Как так? - воскликнул Марк, мальчик, который, как знали все одноклассники, вёл очень популярный ютуб-канал в интернете, где рассказывал о самых разных событиях из своей подростковой жизни, даже об этапах собственной борьбы с прыщами. 

- Да, Марк, с моей точки зрения, это тоже несправедливо. История - это летопись движения человечества от менее справедливого мира к более справедливому. И в утешение могу заметить, что сейчас в нашей стране крепостного права больше нет, а налоги обязаны платить все. Продолжим! Крестьяне были сильно недовольны своим положением и всё увеличивающимся помещичьим гнётом. Многие крестьяне бежали от своих хозяев и пополняли ряды казаков, которые жили на границе Российской Империи по собственным порядкам. В 1773 г. казак по имени Емельян Пугачёв поднял народное восстание. Оно было настолько мощным, что часто его даже называют крестьянской войной. 

Призрак снова выполнил свой фирменный пируэт и взмахнул в воздухе руками.

- Представьте перед своим внутренним взором карту России... – сказал он. 

"Ну начинается", - подумала Эми, которая очень плохо знала географию.

- Представьте Чёрное море, - продолжил меж тем говорить Призрак. - Справа от него будет сначала Азовское море, а затем - Каспийское. 

Призрак наконец нажал на кнопку своего пульта и Эми выдохнула с облегчением, увидев на доске карту с изображением морей, о которых говорил Призрак. 

- Вы видите, что в Каспийское море впадает знаменитая река Волга. Если же провести взглядом вправо вдоль берега Каспийского моря, то мы увидим, что следующей рекой, впадающей в Каспийское море, будет Яик. Вот территория между этими двумя реками и была охвачена восстанием Емельяна Пугачёва. И эта территория по размеру сравнима с Францией или Германией. О Пугачёве и его восстании нам приготовил к сегодняшнему дню доклад Глеб. 

Глеб вздёрнул голову, нахмурился и решительно взял в руки папку с текстом своего выступления. У Глеба были яркие карие глаза, светлые удлиненные волосы, а главное - он был достаточно умным, всегда вежливым и очевидно смелым парнем, что успели заметить все девочки класса. И он был новеньким. Не удивительно, что он стал самым популярным мальчиком в классе "Андромеда" и ничего не могло взбудоражить девочек больше, чем его выход к доске, где он встал перед своими одноклассниками, чтобы прочитать доклад, 

"Какое счастье! Можно на него спокойно смотреть, не привлекая внимания!" - подумала Марта и поправила на носу очки.

Глеб никогда бы не догадался, что в ближайшие пять минут Марта намерена им любоваться. Он был очень сосредоточен на своём выступлении. Чтобы написать свой доклад, он пересмотрел десяток лекций на TED, пытаясь выдумать идею, как сделать своё выступление об Емельяне Пугачёве интересным. И, конечно же, он пользовался рекомендациями Призрака по поводу докладов, в которых было сказано, что интересный доклад – это тот, в котором есть личное, есть юмор и есть только самая важная информация без второстепенной. 

Глеб в последний раз заглянул в свою папку, а затем отложил её и начал:

- Однажды, когда мне было всего 6 лет, я отправился с родителями на выходные в город Казань. Казань – это старинный и огромный город на берегу реки Волги, пятый по численности в России. В Казани я впервые узнал, что на свете существует ислам, а ещё я впервые увидел там мечеть. Я запомнил, что в Казани живут русские и татары и что этот яркий город – столица республики Татарстан. Чего я не запомнил, так это информацию о том, что Пушкин приезжал сюда на два дня в 1833 году, для того чтобы собрать материал к повести «Капитанская дочка» о казаке Емельяне Пугачёве. Возможно, это уберегло меня от того, что я не пристрастился к русской классике уже в шесть лет и выбил у времени несколько лет на чтение комиксов и сказок о Мумий-Тролле.
 
Глеб задумывал эту фразу как шутку и был рад, что класс отреагировал хихиканьем, среди которого диссонансом раздавался хохот Марты. 

- Войска Емельяна Пугачёва захватили Казань в 1774 г. и разрушили её почти полностью. Но закрепить успех не сумели и недалеко от Казани потерпели поражение, что означало конец крестьянской войны. Но с чего всё началось?   

Емельян Пугачёв с молодых лет служил в царской армии. Он участвовал во всех крупных конфликтах своего времени: в Семилетней войне, русско-турецкой войне, в конфликте с Речью Посполитой. Однако он заболел ревматизмом и вынужден был закончить военную карьеру. Он вернулся домой на Дон, к казакам. Пенсии военным тогда не платили, и медицины бесплатной и адекватной тоже особо не существовало. Эти обстоятельства, а также его нрав, толкнули Пугачёва на путь разбойной жизни. Известны его слова: «Был холоден и голоден, в тюрьмах столько сидел – уж только одному Богу вестимо». 

И вот в 1773 году он назвал себя Петром III и возглавил самый масштабный крестьянский бунт в истории России. В его войско вошли яицкие казаки, башкиры, калмыки, крестьяне, горнозаводские рабочие Урала. Все они взяли оружие в руки, чтобы бороться с несправедливостью, которую они видели прежде всего в существовании крепостного права и в эксплуатации помещиками крестьян. Не случайно любимым занятием пугачёвского войска были казни помещиков и разгром их владений. На царский режим, тем не менее, Пугачёв и его сторонники не покушались. В народе существовало уважение к монаршему престолу, и все недостатки жизни обычно объяснялись не волей царя или царицы, а действиями его или её подданных-дворян.

Войско Пугачёва заняло территорию между реками Волга и Яик. Пугачёвцы захватили Яицкий городок, Самару, Уфу, осаждали Оренбург.

12 июля была взята Казань, но уже 15 июля царские войска вернули её, а Пугачёв был разбит и бежал. 31 июля он, лже-Пётр III, издал манифест об уничтожении дворянства и освобождении крепостных крестьян. Это не помогло ему возродить сопротивление, и 15 сентября Пугачёв был арестован. 

В Москву его везли в кандалах в клетке на четырёх колёсах. 30 и 31 декабря, в канун Нового года, в Москве прошёл суд над Пугачёвым. Безусловно, просвещённая императрица Екатерина II не хотела предавать его наказанию своим указом без суда. Суд вынес приговор: «За все учинённые злодеяния бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь».

Екатерина II смягчила приговор, и Пугачёв был казнён более гуманным способом.

Пушкин, русский поэт, которого знает каждый человек в России, написал по поводу Пугачёвского восстания следующие строки: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Пушкин, безусловно, гений, но я все-таки с ним не согласен. Бунт был беспощадным, но разве был он бессмысленным? Пугачёв проиграл, и положение крестьян никак не улучшилось после его войны, но разве восстать против рабства – это бессмысленное действие? Мне кажется, напротив, это восстание полно смысла. Особенно важно его было осмыслить будущим правителям России, чтобы понять, как важна для людей свобода и на какие риски и жертвы люди готовы пойти ради её достижения, если больше не могут терпеть несправедливость.

Глеб легко поклонился и замолчал. Это значило, что доклад закончен.

Призрак замер на месте, на его лице читалось недоумение. Если бы ученики класса умели проникать в чужие мысли, они бы знали, что Призрак в этот момент размышлял о том, что Глеб, кажется, социал-демократ и стоит ли ему, учителю, это сообщить или лучше подождать, пока ученик сам сумеет осознать свои политические взгляды. Призрак слегка дёрнул головой, словно отряхиваясь от размышлений, и сказал:

- Спасибо, Глеб. Садитесь, пожалуйста, это было весьма захватывающее выступление. Признаюсь, восстание Пугачёва почти никогда не трактуют в исторической науке как восстание против рабства, но идея интересная, и я лично готов серьёзно подумать над этим. 

В этот момент Эми почувствовала лёгкий толчок в спину. Она осторожно повернулась и быстро схватила записку. Не поднимая руки с запиской на уровень парты, она развернула листик и прочитала следующее: «Глеб на тебя смотрел? Пойдём сегодня ко мне после уроков?»

Записка была от Марты. Эми дружила с ней уже два года. И вот уже примерно три месяца Эми знала, что Марта влюбилась в Глеба. Она написала на листочке ответ: «Не смотрел. Ты что, ревнуешь? Спрошу у мамы».

Возня с запиской отвлекла внимание Эми от урока, и когда она вновь подняла глаза на Призрака, он уже успел записать на доске загадочное слово «Наказ». В кавычках.

«Что за «Наказ»»? – прошептала она своему соседу Марку.

Он молча придвинул ей свою тетрадь, где было написано: «Наказ» - сочинение Екатерины II для Уложенной комиссии, а Уложенная комиссия – это учреждение, которому было поручено составить новый свод законов Российской империи».

Эми задумалась, имеет ли она право переписать это в свою тетрадь. Потому что, с одной стороны, она поняла прочитанное. А с другой – она поняла то, что понял Марк, а разве так по правилам? 

Эми переписала запись. 

Призрак в это время начал зачитывать цитаты из «Наказа» Екатерины.

«Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая ныне им правит». 

«Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и в конец разорительно». 

«Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам». 

«Вольность есть право всё делать, что законы дозволяют. 
Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить»

«Употребление пытки противно здравому естественному рассуждению; само человечество вопиет против оной и требует, чтобы она была вовсе уничтожена».

«Надлежит, чтоб законы гражданские, с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, а с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти». 

«Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великого числа освобождённых». 

- Да она совсем обалдела! – очень невежливо прервала Призрака главная хулиганка класса Вера. 

Призрак замолчал и недовольно нахмурил брови. 

- Вера, пожалуйста, не прерывайте меня в следующий раз, просто поднимите руку. Я закончу и дам вам слово, договорились?

- Ещё бы! – громко ответила Вера. – Но ведь невозможно молчать!

- Что вас поразило в прочитанных мной цитатах из "Наказа" Екатерины? 

- Да лицемерит она. Против пыток, а Пугачёва к четвертованию приговорила. Говорит о равенстве законов, а сама поддерживает рабство. Лицемерка!

Борис и Вера – каждый из них умел довести учителя до нового седого волоса в течение пары минут. Вот и сейчас Призрак почувствовал, что его идеальному уроку грозит серьёзная опасность. Он поглядел на часы и увидел, что до конца занятия осталось совсем немного, никак нельзя было терять драгоценные минуты на обмен эмоциями с Верой. Но как её быстро успокоить?   

- Вера, всё, что вы поняли (а ваши мысли весьма любопытны) о личности Екатерины, вы имеете право написать у себя в тетради. Напоминаю, в этом суть вашего сегодняшнего задания на уроке. Записывать в конспект то, что вы понимаете. А ещё хочу отметить, что «Наказ» Екатерины был настолько либеральным для своего времени, что был запрещён к публикации правителями некоторых европейских государств.

Далее, не дав Вере опомниться и выдать ещё какую-нибудь реакцию, способную увести тему урока в сторону, Призрак быстро перешёл к следующему пункту своего учительского рассказа.

Однако... Пусть Призраку реплика Веры не понравилась. Но на некоторых учеников она произвела сильное впечатление. Во время проверки тетрадей, Призрак увидел запись в конспекте «Екатерина была лицемеркой» целых пять раз. 

В это время Эми почувствовала вибрацию телефона. Она предположила, что это Марта решила вместо записки написать ей сообщение. Но Эми проигнорировала сигнал. Пользоваться телефонами во время уроков было запрещено, а Эми уважала правила. Наверное, именно поэтому она записала в тетрадь, что Екатерина «очень уважала законы, даже если они были несправедливы к людям с точки зрения современной морали». 

- «Наказ» был написан специально для делегатов Уложенной комиссии. Заседания Уложенной комиссии проходили в Грановитой палате Московского Кремля в 1767 г. Небольшое число делегатов во время работы Уложенной комиссии высказали предложения об ограничении крепостного права. Однако ни их предложения, ни предложения делегатов по другим вопросам не были приняты, потому что началась война России с Турцией, и Уложенная комиссия была распущена. Значение её работы в том, что Екатерина II познакомилась с ожиданиями своих подданных от своего правления, и позже использовала некоторые идеи делегатов Уложенной комиссии в последующих важных законах, таких как «Учреждение о губерниях» и «Жалованных грамотах».  

В этот момент Призрак передал ученикам карточки с выдержками из текстов «Учреждения о губерниях» и «Жалованных грамот», а Эми снова тронул в спину сосед сзади и передал ей записку.

Марта писала: «Я позвала ещё Люсю, поедим пиццу, сделаем домашку, а потом поснимаем новые видео. Как тебе идея?»

«Отлично», - написала в ответ Эми и принялась читать карточки Призрака. 

Задание было выписать основные положения этих двух законов («те, что вы поняли»).

С «Учреждением о губерниях» проблем не возникло. При Екатерине Россия поделилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. человек. Соответственно, губерний стало 50 штук. А губернии в свою очередь делились на уезды, в них проживало по 20-30 тыс. человек в каждом. В губерниях и уездах появились особые органы власти и свои сословные суды – уездный и губернский. 

Феминистка Аня подняла руку и спросила у Призрака:

- Количество людей тогда считали вместе с женщинами или без них?

- К сожалению, без них, Аня. 

- Я так и думала, - грустно сказала она.

Жалованная грамота дворянству и городам тоже не вызвала у Эми трудностей. В отличии от Глеба, который перечитал текст на карточке аж четыре раза, но так и не понял, что такого важного в этом законе, кроме того, что дворяне освобождались от обязательной службы, личных податей и телесных наказаний.  

Призрак сообщил, что время вышло, и начал собирать карточки обратно. 

Потом он снова выполнил свой фирменный пируэт у доски и почему-то печальным голосом сообщил:

- Наш урок подошёл к концу. Сегодня мы познакомились с вами с основными событиями во внутренней политике России во времена Екатерины II. И мы очень много сделать не успели. Домашнее задание смотрите на своих персональных страничках школы, а сейчас я жду ваши тетради у меня на столе. 

Эми с одноклассниками стала быстро собирать вещи. Она вспомнила, что во время урока её телефон вибрировал, и проверила сообщения. Оказалось, ей написал Глеб: «Эми, как тебе мой доклад? Скажи честно, было интересно?»

Эми от неожиданности чуть не поперхнулась, хотя ничего не ела. Самый умный, смелый и интересный мальчик в классе написал ей сообщение? Как будто они с ним друзья? Эми стала улыбаться и уже была почти готова тут же писать ответ, но в её поле зрения попала Марта. Её близкая подруга, по уши влюбленная в Глеба. Нужно ли ей рассказывать о сообщении Глеба? Как Марта отреагирует? 

Эми вздохнула и решила подумать об этом как-нибудь потом.

Когда ученики класса «Андромеда» ушли, Призрак приступил к проверке тетрадей. 

В школе «Лето» учителя не ставили оценок, но оставляли комментарии к каждой работе, которую брали у учеников на проверку. Это называлась «рецензирование». «Что у тебя в рецензии?» - спрашивали ученики друга у друга, и иногда могли услышать ответ, вроде «Слушай, там на две страницы написано, если коротко, то второе и пятое задание мне нужно переделать и сдать заново». 

Глебу Призрак оставил рецензию «очень интересно, вижу, вопрос о Жалованных грамотах оказался тяжёлым, рекомендую прочитать в Учебнике параграф 2». 

Эми – «Кажется, сегодня на уроке вы слушали очень внимательно, рекомендую прочитать дополнительный материал в учебнике по углублённой программе «Екатерина»»

Феминистке Ане Призрак посоветовал доверять себе больше, а блогеру Марку не отвлекаться и объяснил роль внимания в процессе обучения.

Сложнее всего было с тетрадями Бориса и Веры. 

Борис, как и обещал, сдал пустую тетрадь, а Вера тоже пустую, если не считать записи «извините, я забыла, что мы не просто слушаем, но ещё и пишем». 

Борис и Вера – два ребенка с очень хорошими способностями и интеллектом, но с очень сложными семьями. Борис жил с бабушкой, и никто не знал, где его родители, а Вера жила с отцом и мачехой и, кажется, жизнь её была сложной. 

«Как я могу им помочь? Если они не начнут учиться до конца этого семестра, их исключат из «Лета», а этого очень бы не хотелось. Что я могу сделать?»

Призрак очень долго размышлял, прежде чем написал рецензии на пустое место в тетрадях Бориса и Веры. 

Затем он отправился в кабинет социального работника школы и сообщил, что Борису и Вере всё ещё нужна помощь. 

 

Есть что сказать по поводу прочитанного? Оставьте отзыв!