Ожидания родителей от репетитора vs. Реальность

Автор - Виктория Клепикова

Ожидание 1: с хорошим репетитором мой ребёнок сдаст экзамен на 100 баллов

На 100 баллов есть шанс сдать у ученика-отличника или почти отличника. Мотивированного человека, который любит быть первым, давно самостоятельно занимается своими школьными уроками и задачами, всегда в школе привык выполнять домашнее задание по всем предметам. Если у ребёнка в дневнике сплошные тройки, то даже самый талантливый учитель не сможет обеспечить за один год 11 класса подготовку, предполагающую высокие баллы. Всё рассказать, всё объяснить учитель успеет, а вот научить писать, рассуждать, пользоваться знаниями полученными из книг - нет (по литературе тройка с 5 по 10 класс означает, что ребёнок не читающий). Это работа не на один год и не в условиях аврала, сопровождающего любую подготовку к экзамену в сжатые сроки.

 

Ожидание 2: мой ребёнок не хочет и не любит учиться, но талантливый учитель так интересно проводит уроки, что с ним мой ребёнок обязательно станет мотивированным!

С талантливым учителем-профессионалом подростку будет приятно, безопасно, интересно и полезно (и какие-то важные знания точно будут приобретены). Успеваемость повысится. Однако на мотивацию это особенно не повлияет, потому что мотивация - это глубокая психология. А учитель (сейчас очень важно!) - это не психотерапевт. Учитель не способен исправить характелогические особенности никого. Травмировать (плохой учитель) - может. А, наоборот, залечить психотравмы - не может.

Учитель владеет информацией и методиками, как эту информацию можно эффективно передать другому. Детские травмы, конфликты с родителями, комплексы, глубинные страхи, неадекватная самооценка и другие причины, которые лежат в основе того, что в последние три дня перед экзаменом ученик играет на компьютере (прокрастинирует) или переписывается с друзьями (снова прокрастинирует) вместо того, чтобы повторять материал, учитель не может проработать и исправить. Психология - отдельная профессия, работа с мотивацией - отдельное длительное время.

 

Ожидание 3: я найму репетитора и можно будет расслабиться, репетитор возьмёт под контроль подготовку к экзамену.

А вот здесь возражений нет. Это реалистичное ожидание, во всяком случае, точно в отношении старшеклассников. В большинстве случаев в моём опыте я общаюсь с родителем только один раз на стадии знакомства и договорённостей. С некоторыми учениками и вовсе общаюсь напрямую сразу без родителей. Даже о деньгах договариваются со мной они. (Спойлер. Такие ученики показывают самые высокие результаты, потому что самостоятельны и уже осознают ответственность за свои действия).

Исключения: ребёнок болен, ребёнок слишком загружен, ребёнок имеет серьёзные проблемы с режимом (играет по ночам в компьютер, например).

В этих случаях ребёнку понадобится помощь дома. Родителям придётся помнить о предстоящем экзамене и выстроить жизнь дома так, чтобы подготовка не была сорвана.

Написать комментарий