"У моего ребёнка конфликт с учителем. Как быть?"

 Автор статьи - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова (записаться на занятия)
 
 
 
 
Когда родители говорят о конфликте учителя со своим ребёнком, то обычно они называют одну из следующих проблем:
 
1) Учитель занижает оценки
2) Учитель несправедливо придирается
3) Учитель при всех делает обидные замечания в адрес ребёнка
4) Учитель выгоняет ребёнка из класса
5) Учитель отказывается признать свою неправоту
6) Ребёнок боится учителя
7) Ребёнок ненавидит предмет из-за учителя
8) Ребёнок отказывается ходить в школу из-за учителя
 
Как видно, все эти проблемы очень серьёзны и напрямую влияют на успеваемость ребёнка, его психическое состояние, а также на учебный процесс в целом. 
 
Самое важное, что нужно понимать родителю в момент, когда у ребёнка случился конфликт с учителем, - его нельзя пускать на самотёк, нужно вмешаться. Ребёнок в иерархии ниже взрослого, ученик ниже учителя, отстаивать интересы ребёнка должен другой взрослый. Логично, что им должен стать родитель. 
 
Я семь лет работала в колледже со сложными подростками. Однажды в течение года моими учениками были очень обиженные на всех взрослых дети из детдома. Я видела очень много самых разных ситуаций и, на основе опыта, должна сразу предупредить: не всегда в конфликте виноват учитель. 
 
Оскорбления, вербальное насилие – однозначно ответственность учителя. 
Но, например, «придираться» учитель может по делу и вполне справедливо.
 

Первый этап – послушать вторую сторону

Поэтому первый этап в разрешении конфликта – это прийти в учебное заведение и послушать вторую сторону: самого учителя.  
 
Если ребёнок во время занятия кидается бумажками, включает музыку на телефоне, выкрикивает грубые слова, отказывается делать задания, красит ногти, отвлекает других учеников – согласитесь, картину конфликта эта информация поменяет. Правда, в перечисленных случаях скорее всего не родитель придёт выяснять отношения к учителю, а учитель сам вызовет родителя в школу.
  
Разговор с учителем даст понять, насколько учитель адекватный или не очень, и насколько велика ответственность в конфликте ребёнка.
 

Если виноват - учитель

 
Предположим, из разговора выяснилось, что ребёнок точно ни при чём, но нагнетает конфликт и не даёт ему разрешиться именно учитель. Что делать?
 
1. Обратиться за помощью к школьному психологу. Школа заинтересована в том, чтобы родители были довольны, а конфликтов у учителей с учениками не было. Поэтому, как правило, без внимания подобные жалобы не оставляют, но включаются в их разрешение. После обращения к психологу или любому другому должностному лицу в учебном заведении с учителем теперь будете разговаривать не вы, но вышестоящие лица. Они - в отличие от родителей - имеют возможность подкорректировать методы работы учителя. Если вы видите, что психолог некомпетентен или не заинтересован в качественной работе, следует идти со своим вопросом дальше по инстанциям.
 
2. Обратиться за помощью к завучу. Если завуч проявляет равнодушие или выступает с позицией «учитель всегда прав», идти дальше по инстанциям.
 
3. Обратиться к директору. Если директор не готов идти навстречу, то пришло время задуматься о смене класса, школы или переводе на домашнее образование по этому предмету.
 
4. Перейти на домашнее образование по предмету, который ведёт «плохой» учитель. Школа может противиться, но по закону у вас такое право есть (домашнее обучение только по одному предмету).
 
5. Попросить о переводе в параллельный класс.
 
6. Сменить школу. Школа, не способная помочь ребёнку во время конфликта с учителем, не то учебное заведение, которое можно считать сколько-нибудь подходящим для получения образования. 
 

Как правильно подготовиться к разговорам с администрацией учебного заведения?

Во-первых, нужно собрать всю доказательную базу.
 
Вы считаете, что ребёнку занижают оценки, - подготовьте доказательства. Это может быть контрольная работа, где оценка снижена за то, что ребёнок пришёл к верному ответу через способ, показанный ему репетитором, а не учителем. Это может быть иная работа, где оценка снижена за запятую, хотя предмет –география. Главное, что материальное доказательство должно быть в тех случаях, когда конфликт его подразумевает. Доказательство некорректного поведения учителя (крик, обидные слова) – это обычно свидетельства других учеников.   
 
Во-вторых, следует подготовиться с точки зрения закона.
 
Документы, которые следует изучить до разговора с администрацией:
  • закон «Об образовании Российской Федерации»
  • Устав организации, осуществляющей образовательную деятельность (должен быть на сайте школы)
  • Правила внутреннего распорядка
Как это может помочь:
 
Пример 1. Если в разговоре директор, завуч, сам учитель начнёт говорить фразами, вроде «по-другому он не понимает», «а вы слышали, как он называет меня?», то придется к месту пункт 9, статьи 34 закона «Об образовании», в которой сказано, что учащийся имеет право на «уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья». 
 
Пример 2. Ребёнок не пришёл на субботник, учитель его строго отчитал. Отстоять ребёнка можно с помощью пункта 4, статьи 34 закона «Об образовании», где сказано: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
 

Ключевые статьи закона «Об образовании» в деле отстаивания своих прав

Их всего четыре:
 

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

 
1. Обучающиеся обязаны:
 
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
 
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
 
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
 
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
 
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
 
2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
 
3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
 
4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
 
5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
 
6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
 
7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
 
Каковы условия и порядок отчисления из школы:
 
8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
 
9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
 
10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
 
11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
 
12. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
 
 

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

 
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
 
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
 
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
 
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
 
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
 
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
 
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
 
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
 
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
 
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
 
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
 
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
 
1) обеспечить получение детьми общего образования;
 
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
 
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
 
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
 
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
 

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

 
1. Педагогические работники обязаны:
 
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
 
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
 
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
 
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
 
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
 
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
 
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
 
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
 
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
 
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
 
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
 
2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
 
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
 
4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.