Фильм "Покаяние", режиссёр Тенгиз Абуладзе

Фильм "Покаяние", режиссёр Тенгиз Абуладзе

1984 г., рейтинг КиноПоиск 7.9, IMDb 8.1

Обзор фильма делает репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова

Содержание статьи:


Почему грузинский фильм проверяется на ЕГЭ в заданиях по русской культуре?

Несколько лет назад, в июне, учительские форумы вскипели возмущением: на ЕГЭ по истории ученикам достался вопрос, который никто не мог предположить и информации о котором даже нет в федеральных учебниках! Школьников просили выполнить следующее задание: "Напишите фамилию режиссера фильма "Покаяние"".

И ответ они должны были дать такой: Абуладзе. 

Многие ли из вас смотрели этот фильм? Многие ли услышали фамилию Абуладзе прямо сейчас впервые в жизни?

А вот школьником нужно это знать. 

Кроме Абуладзе, ещё школьникам, претендующим на 95-100 баллов на ЕГЭ, придется учить такие фамилии, как Эйзенштейн, Рязанов, Данелия, Гайдай, Ромм и др. 

Отличает фильм "Покаяние" в этом ряду то, что он считается грузинским и снят на грузинском языке. Окей, формально в 1984 г. Грузия являлась частью СССР, но тем не менее. 

Что же такого важного в этом фильме, что его решили включить в программу?

Отвечу коротко: 1) этот фильм важен для советской интеллигенции и диссидентов того времени, в свое время он был громким и смелым высказыванием, 2) мысль, которую озвучил этот фильм, до сих пор жива и по её поводу до сих пор спорят. 

 

Сюжет фильма

Первые полчаса нам будут показывать, как в некоем грузинском городке случилось странное происшествие. Умер важный человек, его похоронили, но дальше! Вот это невидаль: каждый день труп этого человека кто-то неизвестный выкапывал из могилы, а потом подбрасывал родственникам умершего. 

Где-то на тридцатой минуте фильма отчаявшиеся родственники наконец нашли того, кто этим занимался. Оказалось, что труп выкапывала женщина, жительница этого города. Над ней начался суд. Суд спросил её, зачем она выкапывала из могилы уважаемого человека города, и она отвечала суду следующие полтора часа экранного времени. Мы видим её воспоминания об умершем и понимаем, за что она ему мстила.  

Умерший - это был глава города в её детстве. Он погубил её родителей - отца и мать. 

Умерший был диктатором. Режиссер активно намекает зрителю, что говоря о нём, он имеет в виду людей типа Иосифа Сталина. Смерти родителей девочки - это были смерти в результате политических репрессий. Диктатор губил людей за инакомыслие, через несправедливый суд, а иногда и вовсе без суда. 

И вот поэтому подсудимая выкапывает его труп. Она говорит о том, что в городе не осудили диктатора. Что его семья по-прежнему уважаема. И дело диктатора продолжает жить, потому что никто не хочет признать, кем он был на самом деле и сколько горя принес. 

Эта речь произвела впечатление на внука диктатора в суде. А вот его сын остался недоволен. Сын считал, что женщину нужно заставить замолчать и хорошо бы вообще отправить в психушку. Конфликт отца и сына (сына и внука диктатора) заканчивается тем, что внук в знак протеста кончает собой.

В конце фильма звучат слова про "дорогу к храму", как бы говорящему зрителю, что без покаяния нет пути вперед к справедливому и новому будущему. 

Мораль: люди должны покаяться за прошлое своей страны, чтобы иметь возможность построить более справедливое общество. 

 

Видеообзор с моими личными впечатлениями

Фильм лично мне не понравился. Все-таки не все фильмы проходят проверку временем и, мне кажется, "Покаяние" именно из этого числа. Представить себе современного подростка и даже взрослого, который сядет и прям досмотрит с начала до конца, а не выключит через пять минут, мне довольно сложно. Но, как историку, мне, разумеется, было любопытно и важно его увидеть. Я смотрела его несколько дней, в день по полчаса :)

Мои личные впечатления и мысли в видео.