Как наладить дисциплину на уроке

Автор - Виктория Клепикова

 

Дисциплина в классе - основа хорошего урока и нервного здоровья учителя и учеников. 

Увы, очень часто её на занятиях не бывает. Ученики шумят, играют в телефоны, ругаются матом, отказываются выполнять задания, едят чипсы и чего они только не делают. 

Учителя в ответ кричат (поступают неправильно), угрожают и оскорбляют (поступают неправильно), читают нотации (предпринимают бесполезное действие), перестают полноценно вести урок, включают телевизор или пишут задание на доске (опускают руки).

Очень жаль, что в педагогических институтах не преподают практическую психологию, чтобы помочь учителям в описанных выше ситуациях. 

Однако к счастью, психологи пишут книги, доступ к которым открыт всем желающим. Одной из главных для учителя, столкнувшегося с проблемами с дисциплиной, должна стать книга Карен Прайор "Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей)". 

В ней на примере изучения поведения животных и людей убедительно раскрыты бесполезные и даже вредные для психики живых существ методы воздействия и воспитания, а также представлены методы эффективные и безопасные. 

Карен пишет: 

"Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это — нежелательные виды поведения.

Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь. И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов.

Вот эти восемь методов.

Метод 1. «Убить зверя». Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта. [Например, отказаться от плохого класса, сменить школу/колледж/институт/работу в целом - прим. egevmeste]

Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы.)

Метод 3. Отрицательное подкрепление. [Например, недовольно и яростно смотреть на ученика в момент, когда он ответил на телефон прямо во время занятия - прим. egevmeste]

Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных.)

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. (В последующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренный метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения.)

Метод 7. «Формирование отсутствия»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ препревратить неприятных родственников в приятных.)

Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.)"

Первые четыре метода Карен называет "злыми волшебниками", потому что в их основе отрицательное подкрепление поведения. А четыре других - "добрыми волшебниками", в их основе положительное подкрепление. Четыре добрых метода - самые эффективные и здоровые для психики. 

Рассмотрим предложенные меры на примерах. Два первых примера в каждой серии будут из книги Карен, а третий - наш пример. 

Метод 1. "Убейте зверя". 

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Пусть идут домой пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Скажите «нет» и настаивайте на этом.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: Увольтесь. Или добейтесь перевода в другую школу главных хулиганов. 

Метод 2. Наказание. 

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Прикрикните на них. Пригрозите. Повернитесь и дайте затрещину.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Разрешите этому взрослому ребенку жить у вас, но сделайте его или ее жизнь совершенно невыносимой.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: Вызовете в школу родителей. Оставьте зачинщиков после уроков. Напишите гневную запись в дневник. Позовите завуча. Кричать не предлагаем, учителям запрещено кричать на детей, унижать их и угрожать им. 

! Напоминаем: Карен называет первые два метода самыми бессмысленными и неэффективными. !

Метод 3. Отрицательное подкрепление. 

 «Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Когда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Пусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: Каждый раз, когда начинается крик, открывайте в центре класса банку с протухшими яйцами. Не разрешайте проветривать до того момента, пока не установится тишина. Другой вариант: во время шума включайте музыкальный трек с невыносимыми для человеческого слуха звуками. Выключайте в момент, когда все замолчат от шока. 

Метод 4. Угашение. 

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Определенный уровень шума естествен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Рассматривайте это как временную меру и уповайте на то, что взрослый ребенок уедет от вас как только его финансовое положение улучшится или кризис минует.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: Садитесь за свой стол и читайте газету. Ждите, когда дети перестанут шуметь. (Может сработать только в педагогически не запущенных случаях, во всех остальных - шум только усилится, вместо самолетиков по классу начнут летать бумажки, учебники и рюкзаки).

Метод 5. Выработка несовместимого поведения. 

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры: «Привидение», «Я слежу за всем своим глазочком», «20 вопросов», «Найди земляной орешек» и т. д. Даже трехлетний малыш может распевать «Найди земляной орешек». Это несовместимо с перебранкой и криками.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Помогите ему или ей найти другое местожительство, даже если вам на первых порах придется платить за него.»

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: При возникновении шума, немедленно устраивайте контрольную работу. Вызовите зачинщика к доске. Отсадите зачинщиков и дайте им индивидуальную самостоятельную работу на оценку. (В педагогически запущенных случаях метод не работает, так как детям нет дела до оценок). 

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. 

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Когда выросшие дети навсегда оставят дом, приглашайте их в гости, дайте понять, что они могут приходить только по вашему приглашению. Затем отмените приглашения».

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: Попробуйте немедленно выходить из класса каждый раз, когда начинается шум. Подождите под дверью минуту, после чего входите в класс. Дайте понять, что вместе с вашим появлением в классе должна установиться тишина. 

Метод 7. "Формирование отсутствия".

«Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Поощряйте взрослых детей, когда они заводят собственный дом. Не подвергайте критике их ведение хозяйства, выбор квартиры, ее обстановку, выбор друзей, иначе они могут решить, что вы правы и жить в вашем доме лучше".

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: В вашем распоряжении этого метода нет. Им располагают только родители и учитель(ница) начальных классов. Но вы можете попробовать пригласить родителей сложного ребенка на беседу. Расскажите о правильных методах воспитания. Инициируйте создание в школе кабинета психологической помощи для родителей со сложными детьми. Его работа должна начаться, когда дети ещё в младшей школе. 

Метод 8. Смена мотивации. 

«Поведение: Дети слишком шумят в машине.
Метод воздействия: Усиление шума и ссор часто является следствием голода и усталости. Запаситесь соком, фруктами, печеньем, подушками для приятного проведения времени по дороге из школы до дома. А при длительном путешествии рекомендуется через каждый час останавливаться на десять минут и побегать (это полезно и родителям).

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
Метод воздействия: Взрослые люди, имеющие друзей, самоуважение, цель жизни, работу и крышу над головой, обычно не хотят жить с родителями. Помогите своим детям обрести первые три условия в тот период, когда они растут, и они, как правило, сами позаботятся о работе и крыше над головой. Тогда вы сможете остаться друзьями».

Поведение: Дети на уроке кричат и разговаривают, запускают самолетики. 
Метод воздействия: Очень хорошо готовьтесь к урокам. Делайте их максимально интересными и заполненными. Для обычных детей этого достаточно, чтобы не шуметь, а слушать. В педагогически запущенных случаях применяйте более изощренную тактику: жертвуйте информативностью, стандартами и планами в пользу легкости восприятия материала и формы подачи. Да, методический кабинет школы будет против (но в чем вообще обычно разбирается методический кабинет школы? Он ведь только мешает работать?). А родители будут говорить, что школа не способна подготовить к ЕГЭ. Но зато самым педагогически запущенным детям будет интересно на ваших уроках, и вы добьетесь тишины.