Вопрос учителю
Настольная игра
Занятия по Skype
Сайт репетитора
Виктории Клепиковой
Меню
О нас
Обо мне
О сайте
Контакты
ЕГЭ по Истории
Тренажеры
Имена из заданий ЕГЭ
Даты для ЕГЭ
Всемирная история
Как делать задание 21
НЕучебник по истории
ЕГЭ по Обществознанию
Тренажеры
Курс "Обществознание за 6 месяцев"
Справочник
Как делать задание 13
Как делать задание 21
Как делать задание 25
Планы по обществознанию
Подготовка к олимпиаде
Что все забывают выучить
Задать вопрос
Задать вопрос учителю
Ответы на вопросы
Занятия с автором сайта
Учителям
Материалы по истории
Материалы по обществознанию
Дисциплина на уроке
Изба-читальня
НЕучебник по истории
Дневник учителя
Родителям
БЛОГ учителя
Самые лёгкие ЕГЭ
Как подготовиться к ЕГЭ по истории
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
Семейное образование
Как заставить ребёнка делать уроки
Конфликт с учителем
Список книг для подростка
ЛаВоЧкА
25 кроссвордов по истории
Настольная игра "Роль личности"
НЕучебник по истории
Занятия с репетитором
Уроки с автором сайта
Курс по обществознанию
Как выбрать репетитора
Тренажеры по истории
Учим даты
Термины
Источники
Личности (картинки)
Архитектура (картинки)
Карты (картинки)
Памятники культуры
Тренажеры по обществознанию
Задания по Конституции
Учим планы
Термины
Справочник
Это интересно!
БЛОГ репетитора
ВУЗ или курсы: что лучше?
Как выучить историю без напряга
Гуманитарии vs. Технари
НЕучебник по истории
Подпишитесь в соцсетях
Вконташа
Телеграм, юный и задорный
Как заставить ребёнка делать уроки?
Автор статьи - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова
(
записаться на занятия
)
На вопрос в заголовке хочется ответить своим вопросом: а нужно ли заставлять ребёнка делать уроки?
Ответ прост: именно заставлять, то есть применять любого вида насилие, нельзя и бесполезно.
Насилие – это крики, угрозы, шантаж, наказание молчанием, холодом и т.п.
Нельзя его применять, потому что психика ребенка важнее оценок и потому что вред будет превышать пользу.
Однако это не значит, что родителям следует махнуть рукой на то, что ребёнок не делает уроки и пустить всё на самотёк.
В современном мире без знаний не получить интересную и, тем более, высокооплачиваемую работу. А знаний не будет без умения учиться, которое предполагает в том числе навыки самообучения (выполнение домашних заданий).
Как научить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания?
ЭТАП 1
:
Разобраться с причинами, по которым ребенок не делает домашние задания.
Перечислим возможные:
Ребёнок болен или имеет особенности (у него депрессия, тревожное расстройство, дислексия, дисграфия, задержка развития, СДВГ, что угодно другое в этом духе).
Зависимости (игромания, компьютерная зависимость, болезненная влюбленность, алкоголь, наркотики).
Отсутствие мотивации быть успешным (успех здесь не про богатство, а про благополучие).
Ребёнок привык к тому, что родители, репетиторы или другие обученные люди сделают всё вместо него.
Подростковый бунт против родителей.
Ребёнок перегружен и не успевает.
Проблемы в школе (буллинг, непрофессиональные учителя).
Ребенок не видит хорошую успеваемость в школе как привлекательную для себя цель жизни, не понимает связи хорошей учёбы с будущим благополучием в жизни.
Цель ребенка не связана с общеобразовательными предметами в школе (например, он хочет стать лучшим игроком в своей компьютерной игре и зарабатывать этим, или он увлечён танцами, боксом, своим ютуб-каналом и т.п., а не химией и русским языком).
И так далее.
ЭТАП 2:
Разработать план исправления ситуации.
Здесь сразу нужно сказать три вещи:
1. Первые три пункта перечисленных выше причин (здоровье, зависимости, мотивация на успех/неуспех) предполагают обращение с ребёнком к специалисту. Пожалуйста, поговорите с психологом, психотерапевтом, логопедом, коррекционным педагогом (смотря кто вам нужен) о происходящем. Обычные учителя и обычные родители без специальных знаний здесь не справятся. Ребёнку нужна помощь.
2. Имеет смысл обратиться к психологу и самому родителю/родителям. Часто проблема кроется во взрослых. Нужно научиться замечать своё поведение, понимать, на какие действия оно провоцирует ребёнка и почему.
3. Усилия придётся прилагать на протяжении длительного времени (год-два). Одного задушевного разговора с ребёнком или похода в интересный музей не хватит для того, чтобы его убеждения, ценности и следом поведение изменились.
ЭТАП 3:
Следовать плану!
Приведу примеры.
Пример 1.
Причина, по которой ребёнок не делает домашнее задание:
ребёнок перегружен и не успевает.
1. Поговорить с ребёнком и вместе с ним выбрать те кружки и/или тех репетиторов, от которых следует отказаться, чтобы освободилось время.
2. Рассмотреть возможность освободить ребёнка от части необязательной для него активности (сидеть с младшими братьями или сестрами; каждый день ходить к бабушке на чай, чтобы её порадовать; сопровождать родителей в гости к их друзьям каждые выходные и т.п.).
3. Рассмотреть возможность перевода ребёнка на семейное образование.
4. Принять решение и следовать ему.
Пример 2.
Причина, по которой ребёнок не делает домашнее задание:
ребенок не видит хорошую успеваемость в школе как привлекательную для себя цель жизни, не понимает связи хорошей учёбы с будущим успехом в жизни
1. Узнать о кумирах ребенка. В непринужденной беседе рассказать, что вот такая-то рок-звезда (например, Боб Дилан) получила Нобелевку по литературе, а вот такой-то актёр прочитал «Войну и мир», чтобы так великолепно сыграть роль в экранизации. И так далее. Хоть кто-то из кумиров ребёнка должен быть с хорошим образованием или с достаточно небанальными знаниями и умениями, чтобы было чем козырнуть в подобном разговоре.
2. Подготовьте информацию не о кумирах вашего ребенка, а вообще о приятных, интересных, известных только вашей семье или, напротив, знаменитых на весь мир людях. Рассказывайте о роли труда в их жизни. Показывайте, что их интересная речь и манеры – вовсе не случайность, но следствие образования и (или) самообразования.
3. Неплохо подчёркивать в ежедневной жизни связь денег в жизни человека с его профессией. Например, ребёнок хочет айфон, брекеты, планшет, что угодно. А вы на это говорите: «Как хорошо, что я работаю маркетологом! У маркетологов в Москве зарплата от 80 тыс. рублей, и я могу позволить купить и сыну, и себе планшет. Если бы работала кассиром в кинотеатре, то купить планшет я могла бы только в кредит».
4. Поговорите на тему того, как ребёнок хотел бы жить, когда вырастет. Например, хотел бы он иметь машину? Хотел бы иметь свою квартиру? Хотел бы иметь квартиру в плохом районе или в хорошем? Далее объясняйте ему связь запросов с профессией, будущим ВУЗом и экзаменами, которые туда придётся сдавать. Например, выяснится, что дочь хочет спортивную машину. «О, это три миллиона рублей», - просветите её. «С моей профессией придется копить лет десять, а зато хороший хирург накопит за два года. В медицинский сдают биологию, русский и математику».
5. Присылайте ему интересные статистические данные на такие темы, как "С каким уровнем образования люди более внушаемые", "наркотики и уровень образования" и т.п.
Разговоров, чтобы переломить представления о жизни ребёнка, должно быть много. Они должны вестись регулярно в течение длительного времени. Они должны быть непринужденными, доброжелательными, не в виде лекций и чтения нотаций. Говорить следует не на уровне мнений, а на уровне фактов.