Как заставить ребёнка делать уроки

Как заставить ребёнка делать уроки?

 Автор статьи - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова
 (записаться на занятия)
 
 
 
 
На вопрос в заголовке хочется ответить своим вопросом: а нужно ли заставлять ребёнка делать уроки?
 
Ответ прост: именно заставлять, то есть применять любого вида насилие, нельзя и бесполезно. 
 
Насилие – это крики, угрозы, шантаж, наказание молчанием, холодом и т.п. 
 
Нельзя его применять, потому что психика ребенка важнее оценок и потому что вред будет превышать пользу.
 
Однако это не значит, что родителям следует махнуть рукой на то, что ребёнок не делает уроки и пустить всё на самотёк.
 
В современном мире без знаний не получить интересную и, тем более, высокооплачиваемую работу. А знаний не будет без умения учиться, которое предполагает в том числе навыки самообучения (выполнение домашних заданий).
 

Как научить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания? 

 
ЭТАП 1: Разобраться с причинами, по которым ребенок не делает домашние задания.
 
Перечислим возможные:
 
  1. Ребёнок болен или имеет особенности (у него депрессия, тревожное расстройство, дислексия, дисграфия, задержка развития, СДВГ, что угодно другое в этом духе).
  2. Зависимости (игромания, компьютерная зависимость, болезненная влюбленность, алкоголь, наркотики).
  3. Отсутствие мотивации быть успешным (успех здесь не про богатство, а про благополучие).
  4. Ребёнок привык к тому, что родители, репетиторы или другие обученные люди сделают всё вместо него.
  5. Подростковый бунт против родителей.
  6. Ребёнок перегружен и не успевает.
  7. Проблемы в школе (буллинг, непрофессиональные учителя).
  8. Ребенок не видит хорошую успеваемость в школе как привлекательную для себя цель жизни, не понимает связи хорошей учёбы с будущим благополучием в жизни.
  9. Цель ребенка не связана с общеобразовательными предметами в школе (например, он хочет стать лучшим игроком в своей компьютерной игре и зарабатывать этим, или он увлечён танцами, боксом, своим ютуб-каналом и т.п., а не химией и русским языком).
И так далее.
 
ЭТАП 2: Разработать план исправления ситуации.
 
Здесь сразу нужно сказать три вещи:
 
1. Первые три пункта перечисленных выше причин (здоровье, зависимости, мотивация на успех/неуспех) предполагают обращение с ребёнком к специалисту. Пожалуйста, поговорите с психологом, психотерапевтом, логопедом, коррекционным педагогом (смотря кто вам нужен) о происходящем. Обычные учителя и обычные родители без специальных знаний здесь не справятся. Ребёнку нужна помощь.
 
2. Имеет смысл обратиться к психологу и самому родителю/родителям. Часто проблема кроется во взрослых. Нужно научиться замечать своё поведение, понимать, на какие действия оно провоцирует ребёнка и почему. 
 
3. Усилия придётся прилагать на протяжении длительного времени (год-два). Одного задушевного разговора с ребёнком или похода в интересный музей не хватит для того, чтобы его убеждения, ценности и следом поведение изменились.
 
ЭТАП 3: Следовать плану!
 
Приведу примеры.
 
Пример 1. 
 
Причина, по которой ребёнок не делает домашнее задание: ребёнок перегружен и не успевает.
 
1. Поговорить с ребёнком и вместе с ним выбрать те кружки и/или тех репетиторов, от которых следует отказаться, чтобы освободилось время.
 
2. Рассмотреть возможность освободить ребёнка от части необязательной для него активности (сидеть с младшими братьями или сестрами; каждый день ходить к бабушке на чай, чтобы её порадовать; сопровождать родителей в гости к их друзьям каждые выходные и т.п.).
 
3. Рассмотреть возможность перевода ребёнка на семейное образование.
 
4. Принять решение и следовать ему.
 
Пример 2.
 
Причина, по которой ребёнок не делает домашнее задание: ребенок не видит хорошую успеваемость в школе как привлекательную для себя цель жизни, не понимает связи хорошей учёбы с будущим успехом в жизни
 
1. Узнать о кумирах ребенка. В непринужденной беседе рассказать, что вот такая-то рок-звезда (например, Боб Дилан) получила Нобелевку по литературе, а вот такой-то актёр прочитал «Войну и мир», чтобы так великолепно сыграть роль в экранизации. И так далее. Хоть кто-то из кумиров ребёнка должен быть с хорошим образованием или с достаточно небанальными знаниями и умениями, чтобы было чем козырнуть в подобном разговоре.
 
2. Подготовьте информацию не о кумирах вашего ребенка, а вообще о приятных, интересных, известных только вашей семье или, напротив, знаменитых на весь мир людях. Рассказывайте о роли труда в их жизни. Показывайте, что их интересная речь и манеры – вовсе не случайность, но следствие образования и (или) самообразования.  
 
3. Неплохо подчёркивать в ежедневной жизни связь денег в жизни человека с его профессией. Например, ребёнок хочет айфон, брекеты, планшет, что угодно. А вы на это говорите: «Как хорошо, что я работаю маркетологом! У маркетологов в Москве зарплата от 80 тыс. рублей, и я могу позволить купить и сыну, и себе планшет. Если бы работала кассиром в кинотеатре, то купить планшет я могла бы только в кредит».
 
4. Поговорите на тему того, как ребёнок хотел бы жить, когда вырастет. Например, хотел бы он иметь машину? Хотел бы иметь свою квартиру? Хотел бы иметь квартиру в плохом районе или в хорошем? Далее объясняйте ему связь запросов с профессией, будущим ВУЗом и экзаменами, которые туда придётся сдавать. Например, выяснится, что дочь хочет спортивную машину. «О, это три миллиона рублей», - просветите её. «С моей профессией придется копить лет десять, а зато хороший хирург накопит за два года. В медицинский сдают биологию, русский и математику». 
 
5. Присылайте ему интересные статистические данные на такие темы, как "С каким уровнем образования люди более внушаемые", "наркотики и уровень образования" и т.п.       
 
Разговоров, чтобы переломить представления о жизни ребёнка, должно быть много. Они должны вестись регулярно в течение длительного времени. Они должны быть непринужденными, доброжелательными, не в виде лекций и чтения нотаций. Говорить следует не на уровне мнений, а на уровне фактов.