Как готовится к уроку учитель по истории

Как готовится к уроку репетитор по истории

Почему опытные репетиторы берут за уроки больше, чем студенты, или как я готовлюсь к занятиям с учениками

Автор статьи - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова

Я преподаю историю и обществознание с 2007 года, и я, как и все остальные учителя со сходным со мной опытом, назначаю цену за свои уроки выше, чем те, кто окончили ВУЗ год назад. Почему?

Почему в принципе опыт в преподавании, особенно, когда речь идёт о гуманитарных предметах, так важен?

Постараюсь объяснить это на примере моей подготовки к урокам и в принципе моей подготовки к состоянию "быть учителем".

 

РУТИНА

Итак, на неделе у меня ученики.

Стандартная подготовка каждую неделю:

Первые два пункта понятны, другие два поясню.

Подготовить конспект урока. Разумеется, у меня есть конспекты уроков по всем темам (за столько-то лет работы). Но! Обязательно каждый год их нужно частично обновлять, а кроме того каждый год случается какая-нибудь нестандартная ситуация с одним или двумя учениками, с кем я не могу использовать типовой конспект. Например, сейчас я учу мальчика из Бельгии. Ему не нужно ЕГЭ и у него есть проблемы с письмом на русском языке. К этому ученику я готовлюсь отдельно каждую неделю.

Домашнее задание. Выслать домашнее задание - это тоже не простое перечисление параграфов и заданий. С кем-то бывает и так, да. Но стандартно на каждое домашнее задание я трачу от 5 до 15 минут. Высылаю уже после окончания урока.

 

ЧТЕНИЕ

Хороший учитель по истории и обществознанию - это тот учитель, который много знает, много понимает и умеет вовремя ввернуть какой-нибудь интересный факт во время урока, чтобы было интересней. История - неисчерпаемой широты предмет, предела совершенству здесь нет. Поэтому читаю я постоянно. Половина книг в моем чтении на каждый год выбрана исходя из профессиональных нужд.

Я пишу этот текст 10 апреля 2023 года.

Что я уже прочитала по профессии за три месяца нового года?

1) Самюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций". Эта книга рассказывает о международных отношениях во второй половине XX века, упор на 1980-90-х годах. Война в Ираке, в Югославии, в Афганистане. Взаимоотношения США с Японией и Европейского союза с Турцией, Россия как то ли самостоятельная цивилизация, то ли как часть Запада. В связи с началом СВО ученики стали задавать много вопросов, я читаю, чтобы иметь возможность отвечать им с точки зрения науки, а не телеграм-каналов.         

2) Людмила Петрушевская, сборник автобиографических рассказов "Никому не нужна. Свободна". Теперь я знаю о жизни детей в Великую Отечественную войну, о жизни в эвакуации, о голоде, детских домах, о московском послевоенном быте.

3) Юрий Трифонов "Дом на набережной". Ещё одна книга, которая повествует о мирной стороне сталинской эпохи. Про темную сторону той эпохи мной уже прочитано очень много, теперь хочется, чтобы в голове появился образ обычной жизни людей в то время. В «Доме на набережной» на репрессии и другие специфические особенности только намекается, а в центре повествования моральный конфликт (подлость героя) и много-много быта: кто что ел, где жил, как жил, о чем говорили и мечтали до войны и после. Кладезь полезной, с точки зрения истории, информации. Заодно на примере этого произведения замечаю, как работала советская цензура. Как писатель старательно избегал каких-то прямых фраз и иной раз предлагал читать между строк.

И буквально на днях я начала читать книгу о самом процессе обучения французского нейробиолога Станисласа Деан "Как мы учимся". Как учить эффективно, как нет. Надеюсь найти что-нибудь полезное, что возьму дальше в свою работу.  

Ещё я каждый год читаю что-нибудь по психологии. Это тоже обязательное чтение для учителя. Психотерапия у меня была в прошлом, сейчас я начитываю для себя теорию. Работа с людьми, особенно с детьми, предполагает ответственность. С одной стороны, я должна уметь контролировать своё поведение, с другой – знать, как адекватно реагировать на поведение и особенности другого.

Помимо домашнего чтения у меня есть ещё еженедельные походы в историческую библиотеку на Китай-городе. Там я читаю самые разные вещи, которые внезапно или стали мне интересны, или понадобились для дела. Недавно искала, как в советских газетах освещали трагедию на Олимпиаде 1972 года (убийство спортсменов из израильской команды). Позже сделала из этого статью по материалам газеты "Правда" здесь на сайте.

Весь прошлый год читала там о древней Месопотамии, а сейчас читаю книгу историка Милова «Великорусский пахарь» о жизни и хозяйстве русских крестьян в XVIII веке (внезапно мне стала интересна в подробностях жизнь простого народа при крепостном праве).

Далее в планах читать историю Китая, и древнюю, и современную. Эта страна меня завораживает и, кажется, в ближайшие годы многие станут им интересоваться, и мне нужно заранее подготовиться.

 

ДОСУГ

С начала года я посетила уже несколько интересных мест, важных для историка:

Была в музее-квартире великого театрального режиссера Немировича-Данченко. Музей небольшой, но атмосферный. Режиссер великий, а квартира очень скромная.

   Книжный шкаф слева с фотографиями писателей был сделан по эскизу Немировича-Данченко 

Была на выставке «Всеобщий язык» в Пушкинском музее. После выставки зашла в зал Месопотамии, где сделала много фотографий для моей статьи об этой древней цивилизации.

    

     Я на фоне изображения иранского царя XIX века. Так вот как они выглядели! 

По дороге на дальнюю дачу, где наша семья бывает довольно редко, у нас есть традиция заезжать в какой-нибудь древний русский город. В этом году мы приехали на выходные во Владимир. Были в Успенском соборе, в музее внутри Золотых ворот, хорошо осмотрели Дмитриевский собор. Кстати, все эти объекты есть в заданиях ЕГЭ.

В ближайших планах – выставка в Манеже и сходить в мастерскую художника Васнецова.

        Показываю на Золотые ворота во Владимире. Оборонительное сооружение XII века

А что с кино?

А вот кино я смотрю такое же, как и все обычные люди, предпочитая то, которое имеет эффект анестезии от тяжести бытия. Однако и тут есть особенности. В основном они связаны с ютубом - аналогом телевизора для моего поколения. В частности, прямо сейчас у меня там открыты три вкладки. Первая - это лекция психолога Петрановской о буллинге в школе. Вторая - лекция моего предподавателя с истфака по Древней Руси. Третья - ролик автора канала "История для чайников", в котором он презентует свою книгу. Кажется, сейчас я пойду её покупать: идеальный вариант для тех, кому история не нужна для ЕГЭ, а нужна просто сама по себе для общего развития. Такое вот профессиональное видео смотрю я обычно, например, во время завтрака.   

Ах, да. В ЕГЭ есть задания о кино. Почти весь список необходимого я смотрела, но потихоньку досматриваю то, что ещё не успела. 

- - - - - - - - - - - - - - - - -  

Я описала здесь только три месяца своей жизни преподавателя, но все остальные у меня заполнены примерно тем же самым: книги, музеи, лекции, специфическое кино и лекции. Попробуйте посчитать, сколько всего этого скопилось в моей голове с начала учёбы на истфаке в 2000 году.

Думаю, в этой накопленной копилке и есть ценность опытного преподавателя и его отличие от новичка. Учитель - не простая машина для передачи знаний, учитель - это личность, а процесс обучения - это постоянный контакт ученика с личностью учителя.