Отвечает ли репетитор за результат?

Отвечает ли репетитор за результат?

Автор текста - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова

На этот текст меня подтолкнули рассказы учителей о конфликтах с родителями в репетиторских чатах, а также реклама от онлайн-школ с посылом "гарантируем 100 баллов!" (100 баллов при этом получают ежегодно меньше 1 % выпускников). Мне кажется, я выскажу здесь не самые популярные вещи, но в выпускном классе, я убеждена, всем участникам образовательного процесса нужно сохранять трезвость. В конце концов, решаются будущие несколько лет жизни ребенка и их родителей и важно составлять планы, основываясь на реальности, а не на вероятностях.  

Вначале выскажусь на уровне эмоций

Если спросить любого человека на улице, как он думает, отчего на ЕГЭ 80+ баллов получает только 12-15 % человек от общего количества выпускников, а заваливает экзамен и не проходит порог примерно столько же (12-15%), нет никаких сомнений, что он ответит что-то вроде: «Потому что не у всех одинаковые способности и трудолюбие». И это будет правильный ответ. Никому, я уверена, не придет в голову сказать: «Потому что не у всех есть репетиторы». 

При этом в репетиторской практике практически каждый учитель встречается за свою профессиональную жизнь с родителями, которые, при не самых хороших результатах ЕГЭ, возлагают ответственность на него. Таких родителей меньшинство, но тем не менее они есть. «У Вани плохой результат, потому что был плохой учитель». Подобное мнение можно понять. В конце концов родители целый год платили большие деньги, так почему нет 80+ баллов, а есть всего лишь, например, 65. Это сложно принять, хочется найти виноватого. Обиженный учитель возразит на это, что он учил весь год не только Ваню, но и Костю с Машей и у них под 90, а это значит, что все-таки дело не в учителе, не так ли? Но вряд ли будет услышан.

Однако давайте все же вернемся к началу нашего топика. До принятия решения о репетиторах любой родитель на вопрос «Почему только 12-15 % выпускников получают на ЕГЭ баллы 80+?», не ответили бы «потому что у них был плохой репетитор, или у них не было репетитора вовсе». Они бы ответили: «Потому что у выпускников разные способности и трудолюбие».

Значит ли это, что репетитор совсем не имеет значения при подготовке? И он даже совершенно и не нужен?

На первый вопрос, ответ, разумеется, отрицательный. Как и в любом деле, есть более ответственные и талантивые люди, и есть менее. Репетитор може подойти ребенку, а может не подойти. Репетитор может уметь справляться с определенными ситуациями, а может - не уметь. Его отвественность отказаться от работы в том случае, если он понимает, что не компетентен решить проблемы с обучением ребёнка, с которыми столкнулся. 
 
А вот ответ на второй вопрос я дам... положительный. Так как я готовлю к ЕГЭ по гуманитарным предметам, мне легко честно ответить: «Да! Репетитор не нужен! Репетитор не обязателен!»

Просто купите учебник и книгу тестов. Выучите учебник и прорешайте тесты. Запишитесь ко мне на курс, наконец. Он недорогой, рассчитан на самоятоятельных, а я всегда буду в чате. Всё! Вы готовы!

Я вам больше скажу. Человеку, который хочет похудеть, не нужен ни диетолог, ни тренер, ни психолог. Ну, все же знают, что худеют так: меньше едят и занимаются спортом. Ну так зачем тогда эти специалисты? 

Вы просто меньше едите! Ходите на пробежку каждый день. Делайте дома упражнения. Едой заедаете стресс? Ну вот, вы в курсе проблемы. Не заедайте, зачем тратить деньги на психолога?

(В этом месте, надеюсь, уже все поняли, что у меня сарказм?)

Или все-таки люди почему-то не могут сами бегать? Сами, без диетолога, придерживаться диеты? Сами поставить на место свои мозги и перестать заедать стресс?

Вот так и многие ученики не могут взять и прочитать самостоятельно учебник. Взять и самостоятельно, без поддержки, без «подталкивания в спину» прорешать все тесты. Не могут. Это все делает с ними репетитор. 

В этом его работа. Вести сквозь образовательный процесс. Создать этот процесс учёбы. А на выходе уж каждый получит то, на что ему хватило способностей, упорства, времени и удачи.

Худеют, знаете ли, тоже кто-то с первого раза за полгода. А кто-то другой — целых пять лет через постоянные срывы. 

 

Теперь выскажусь на уровне разума

Конечно, есть недостаточно компетентные учителя. Конечно, уровень школы имеет значение тоже. Конечно, у одного учителя получается лучше, а у другого - хуже. Или бывает, что один учитель нам подходит больше, а другой - меньше. Как и врачи, диетологи, психологи, тренеры, автоинструкторы. 

Но в процессе, где участвуют двое, не может быть ответственность только на одном. 

И следует четко разделять ответственность учителя и ребенка. 

Учитель - профессионально учит, предоставляет материал, объясняет, ищет подход, постоячнно развивается в профессии и как личность. Ребенок - делает домашние задания, не пропускает занятия, развивается за пределами школьной программы (читает, интересуется происходящим в мире, смотрит хорошее кино, ходит на выставки). 

И даже при этом: я бы не прыгнула четверной тулуп, даже если бы меня учили на пару Татьяна Тарасова и Этери Тутберидзе. Потому что у меня нет никакой склонности куда-то прыгать на льду (Мне 40 лет! Мне страшно! Да и тратить по пять часов на тренировки я не буду!). Мне дано не в фигурном катании, а в литературе и истории. Но говорит ли обо мне это плохо?

Так и ребенок может написать не на 80+, как хотелось и мечталось, а на 70+ или 60+, соответственно своему уровню подготовки, но говорит ли о нём это плохо? Я убеждена, что нет. Бывают разные ситуации, разные обстоятельства, их всегда нужно учитывать. И задача всех взрослых - и учителей, и репетиторов, и родителей - это принимать. Мы не боги, но и дети не боги тоже.