Случай из практики репетитора: страх ошибки

Однажды у меня был ученик Икс. Мы готовились к ЕГЭ по истории.

Процесс шёл с большим трудом.

Основных проблем было две: 1) мы продвигались о-о-о-о-очень медленно и 2) Икс совершенно ничего не запоминал.

Я ломала голову, в чем проблема. Отсутствие способностей? Саботаж? Недостаточное усердие?

Мама была в курсе наших проблем, но Икс обязательно нужно было сдавать историю, поэтому об отказе от занятий не могло быть и речи. 

И вот однажды мы полностью остановились в подготовке.


Дело было так. Мы прошли тему и по ней нужно было выучить 10 (десять) дат. Изучать новую тему, когда не заучен минимум по прошлой, нет никакого смысла, поэтому десять дат были обязательными для нашего движения вперед.

           Это я осенью в свободное от работы время :)

Итак, занятие первое. Я проверяю домашнее задание: у нас диктант на даты. Очень много ошибок. Я думаю про себя, что Икс просто-напросто проигнорировал домашнее задание и задаю его ещё раз на следующий урок.

На следующем занятии история повторяется. Снова диктант и снова ошибки. На этот раз я хочу разобраться в проблеме получше.  Я вижу конспект и записи в тетради и понимаю, что Икс домашнее задание делал. Мы начинаем беседовать и не в формате диктанта, а обычного разговора я выясняю, что Икс даты знает! Но – тут интересно! – Икс помнит даты исключительно в том порядке, в котором их учил. Зрительная память. А во время диктанта я называю даты вразнобой. Икс теряется, и не может ответить. 

Я очень удивлена, я не сталкивалась с таким никогда раньше. Думаю про себя, что, видимо, нужно ещё раз разговаривать с мамой, потому что с такими особенностями мышления историю учить бесполезно. Но я прошу Икс ещё раз поучить эти же самые даты и быть готовым, что в следующий раз я буду спрашивать их вразнобой.

Прошла неделя, у нас снова диктант. Икс делает первую ошибку, вторую, после чего просто кладет ручку и говорит, что писать не может, дат не знает. 

И тут инстинктивно я начинаю говорить Икс примерно такие вещи: 
«Как же ты не знаешь? Я спрашивала, и ты отвечал. Ты знаешь. Ты всё знаешь. И нет ничего страшного, что путаешься и делаешь ошибки. Все путаются. Оценок у нас нет, мы просто тренируемся. Мы повторяем все эти даты много раз только для того, чтобы их лучше запомнить. Давай попробуем ещё раз?»

И в этот миг началась магия.
Я стала называть события вразнобой, а Икс - называть их даты. Неуверенно, со смущением, со страхом, но называть. И называть правильно.

То есть всё это время человек сопротивлялся усложнению задачи только потому, что боялся ошибки и, вероятно, наказания. 

Мораль очевидна.

В учебе, как и во всех остальных наших делах, людям помогает доброта и вера в успех. А всё остальное их только тормозит.