Как писать сочинение (эссе) по истории

Содержание статьи: 

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения. 

Требования к сочинению

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В демо-версии 2017 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть первую историческую личность.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть вторую историческую личность. 
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

Важно!

- Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

- Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное - это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

 

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1019 - 1054 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: "Краткая характеристика периода". Выполняем:

Период правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054) оставил яркий след в истории Руси. Как и всякий сильный и талантливый правитель, Ярослав Мудрый провел множество преобразований, коснувшихся большинства сторон жизни государства: экономики, культуры, укрепления международных позиций Руси и пр. Он правил долго и многое успел осуществить.

 

Второй пункт нашего плана: "Раскрытие первого значимого события с указание исторической личности, участвовавшей в нем". 

Ярослав Мудрый занял киевский престол в результате войны со своим братом Святополком Окаянным. Святополк печально знаменит тем, что ради власти убил своих братьев Бориса и Глеба (ныне причислены к лику святых), чем начал междоусобную войну. Последним сражением этой войны стала битва на реке Альте (1019 г.), во время которой войска Ярослава окончательно разгромили рать Святополка. Ярослав стал киевкий князем и приступил к восстановлению единства Руси, потерянного в междоусобной борьбе с братом. Получилось у него это не сразу, потому что другому брату, Мстиславу Тмутараканскому удалось отвоевать себе право на половину Руси. Однако в 1036 г., после смерти Мстислава, Русь снова обрела цельность.     

 

Третий пункт плана: "Раскрытие второго значимого событиями с указанием исторической личности, участвовавшей в нем".

В годы своего правления Ярослав принял первый письменный свод законов на Руси "Русскую Правду", окончательно разгромил печенегов, начал развивать образование. При Ярославе как никогда возросла мощь Киева, соперничавшего с Константинополем. В городе был отстроен Софийский Собор и Золотые ворота. Русь получила широкое международное признание. Все это, возросший авторитет государства, позволили Ярославу впервые на Руси назначить митрополитом русского по происхождению человека - Иллариона, автора "Слова и законе и благодати". Это был шаг к независимости русской церкви от византийской, что фактически означало признание того факта, что Русь выходит из-под влияния иного государства и заявляет о своем равенстве с Византией, а следовательно и со всеми остальными сильнейшими государствами Европы того времени.

 

Четвертый пункт плана: "Оценка значимости данного периода для истории страны". 

Итоги правления Ярослава Мудрого неоднозначны. С одной стороны, Русь достигла своего наивысшего могущества, стала богаче, культурно развитее. С другой - косвенным последствием правления Ярослава стала начавшаяся после его смерти междоусобная война. Историки называеют одной из ее причин закон о престолонаследии, принятый Ярославом Мудрым. Согласно новому правилу, теперь престол передавался не от отца к сыну, а к старшему в роду (очередный порядок престолонаследия), что породило огромное количество споров и претензий.  

 

 

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации "Народная воля". Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг - отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения - Ирина Айтуганова)    

 

Что поможет написать сочинение хорошо:

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).