конспект урока по теме типы общества

Онлайн-занятие по теме "Типы общества"

Перед началом урока рекомендую распечатать рабочие листы по теме и писать ответы на задания прямо в них. Если распечатать рабочие листы возможности нет, не беда, тогда задания следует выполнять в тетради (получится конспект). 

Скачать PDF файл

Общество (в широком смысле слова) - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи. 

В узком смысле, общество - это:

1) Группа людей, объединенных одним интересом и ...?...  (кружок шахматистов, клиенты фитнес-клуба)

? Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.

2) Отдельное, конкретное ...?... какой-либо страны (русское общество, английское, испанское)

? Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи. 

3) Этап в развитии человечества (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое)
 

В любом обществе различают четыре сферы:

1) Политическая

2) Экономическая

3) Социальная

4) Духовная

 

Задание 1. Напишите название сферы жизни общества, подходящее описанию. 

А. Включает в себя производство материальных и духовных благ, обмен, торговля, денежные отношения.

___

Б. Отношения между группами людей, забота о населении - услуги образования, медицины, социальная защита.

___

В. Управление обществом.

___

Г. Искусство, религия, мораль, наука.

___

 

Общество всегда состоит из людей, а люди всегда образуют связи или общественные отношения. 

Общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе совместной ...1... между ...2... , а также внутри них. 

Подсказки:

1) Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.

2) Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: положение в обществе, величина доходов, способы получения средств к существованию, уровень образования, профессия и др.

 

Кроме того, в любом обществе существуют социальные институты, обеспечивающие его функционирование. 

Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации людей, на основе специальных норм регулирующая их ...1... и обеспечивающая фундаментальные человеческие ...2...

Подсказки:

1) Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями.

2) Ощущение недостаточности чего-либо необходимого, желаемого или полезного.

 

Примеры социальных институтов:

Государство, банк, школа, церковь, парламент, ярмарка, семья

 

Типы общества

"Традиционное (доиндустриальное) общество отличалось преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархии, традиционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производства, которое может удовлетворить потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчиво к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регламентируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возникновения человечества. Такие общества существовали в период рабовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных отношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество – это сложное общество, основанное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном обществе производство развивается на основе механизации и автоматизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требования к образованию и квалификации работников. Ускоряется развитие средств массовой коммуникации. Индустриальное общество существовало в период капитализма.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное значение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положение человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и социальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную массу населения составляли крестьяне, в индустриальном – рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доиндустриальном обществе и представительной демократии в индустриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития". Постиндустриальное общество появилось совсем недавно и пока ещё существует не в каждой стране, его отсчет ведут приблизительно с 1970-х годов.  (Важенин "Обществознание")

 

Задание 2. Заполните таблицу, пользуясь текстом выше.

Типы общества

Экономика

Социальная структура

Права личности

Эпоха существования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

2. Соотнесите характеристики с типом общества:

ХАРАКТЕРИСТИКА   ТИП ОБЩЕСТВА

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

 

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

 

 

Понятие общественного прогресса

Любое общество развивается со временем. Иногда в лучшую сторону, а бывает, что и в худшую, т.е. общества либо прогрессируют, либо регрессируют. 

Прогресс - это развитие по восходящей линии, переход от _____ к лучшему, от низшего к высшему, от простого к более сложному.

Регресс - это развитие по нисходящей линии, переход от _____ к худшему, от высшего к низшему.

Прогресс – относителен (относительность прогресса). Относительность прогресса связана с тем, что есть сферы, в которых невозможно выделить критерии прогресса. Например, что грандиознее или красивее: египетские пирамиды или храм Василия Блаженного? Картины Леонардо да Винчи или картины Марка Шагала? «Илиада» Гомера или «Война и мир» Толстого? На эти вопросы нет правильного ответа, потому что люди руководствуются при оценке своим вкусом. При этом абсолютно все произведения искусства ценны и важны для характеристики эпохи.
 
Прогресс – противоречив. Противоречивость прогресса связана с тем, что часто прогресс в одной области влечёт за собой упадок в другой. Например, сейчас появилось виртуальное общение. Прогресс здесь в том, что теперь расстояние не является помехой для общения, но есть и недостаток – общаясь виртуально, люди теряют социальные навыки, умения общаться вживую. 
 
Критерии прогресса:
 
1. Развитие науки и техники.
2. Гуманистические критерии: продолжительность жизни, детская смертность, уровень счастья и др.
3. Совершенствование нравственности людей.
4. Возрастание степени свободы в обществе. 
 
Задание 4. Соотнесите критерий прогресса с иллюстрирующим его примером.
 

А. Женщины в России получили право на высшее образование только во второй половине XIX века. До этого изучение наук было для них закрыто. Сейчас женщины и мужчины имеют равные образовательные права. 

___

Б. Раньше люди преодолевали расстояния на повозках, запряженных лошадьми, сейчас люди передвигаются на машинах, автобусах, поездах и самолётах.

___

В. Вплоть до XX века существовала высокая женская смертность во время родов и высокая детская смертность, сейчас и то, и другое на минимальных позициях. 

___

Г. Много веков считалось нормальным существование рабства, сейчас рабство осуждается и запрещено по закону. 

___

 
Задание 5. Соотнесите термин с его определением.

Любое общество со временем меняется. Иногда эти изменения происходят медленно, постепенно, как бы естественно, эволюционно, а иногда - по решению определенных лиц, достаточно ощутимо, порой резко (в результате реформ или революции).

_______ - процесс медленного, постепенного изменения чего-либо на протяжении поколений.

_______ - преобразование, вводимое законодательным путем.

_______ - резкие коренные изменения политического строя, социальной структуры, техники и технологии.