учебник по русской истории

НЕучебник по русской истории. Глава третья

Автор "НЕучебника" - репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова

Глава 1 [] Глава 2 [] Глава 3

Глава третья. Призрак учит мыслить научно


Школьный психолог сказал Вере, что она плохо учится как будто для того, чтобы причинять боль своим равнодушным родителям. А ещё, что не обязательно привлекать внимание близких людей через разрушение собственной жизни. И что она, Вера, зря не видит связи между учёбой в школе и собственным будущем. Психолог дала Вере домашнее задание написать сочинение на тему «Какую я хочу жизнь, когда стану взрослой". Сначала Вера не поняла, что она должна в нём написать, но психолог объяснила ей, что нужно подумать, в каком доме она бы хотела жить, какие вещи иметь, как бы она хотела развлекаться и отдыхать, с какими людьми общаться, хотела бы она иметь семью или нет и всё в таком духе.   

Вера не могла понять, как такое могло произойти, но сделать это домашнее задание ей показалось интересным, хотя обычно она забывала обо всех домашних заданиях в ту же секунду, как покидала пределы класса. Она решила, что помечтает о своём прекрасном будущем доме без отца и его дурацкой жены, своей мачехи, на уроке Призрака, но с первых же его минут поняла, что учитель не намерен позволять ей отвлекаться на уроке. 

- Друзья, сегодня мы разберём правление императора Павла I. Этот вспыльчивый и противоречивый человек стал последним правителем в эпоху дворцовых переворотов. Урок будет очень насыщенным и потребует от вас серьёзной сосредоточенности. Вера, я попрошу вас сегодня не садиться на последнюю парту. Во время урока мне понадобится ваша помощь.

Вера нехотя вынырнула из грёз, где она живёт на последнем этаже самой высокой башни Москва-сити, и медленным шагом отправилась на первую парту.

«Понадобится ему моя помощь, как бы не так. Просто хочет за мной следить», - подумала она.

- Вера, сегодня на уроке, вы будете моими ушами и глазами. Пока я буду вести занятие, вам я поручаю наблюдать за классом. В конце урока вы выберете троих учеников, которые, по вашим наблюдениям, занимались особенно усердно.

Вера кивнула.

- Попрошу пересесть на первую парту также Бориса и Марту. Ваша задача такая же. В конце урока мы сравним ваши списки и те ребята, которые попадут во все три рейтинга, получат в подарок от меня книгу.   

- И какой в этом смысл? Чему это должно нас научить? - скучающим тоном поинтересовался Борис.

- Вам троим этот опыт даст возможность почувствовать, как сложно действовать в ситуации, когда в ваших руках власть, а перед вами люди, требующие справедливости. А остальному классу по итогам вашей работы станет понятно, что любая оценка в жизни – это не истина, но всего лишь субъективное мнение конкретного человека.  

«Призрак думает, что наши списки будут отличаться? А что если мы трое выберем одинаковых людей? Ха-ха. Призрак, твой план накроется», - подумала Вера и решила отказаться от своего первоначального намерения написать в свой список имена своих друзей. Нет уж, она будет судить своих одноклассников максимально объективно, чтобы повысить шансы совпадения своего рейтинга с рейтингом Бориса и Марты. И Пусть Призрак потом выкручивается как хочет.

- От ведения конспекта ваши дополнительные обязанности на сегодняшнем уроке не освобождают, - добавил Призрак, когда увидел, как Вера и Борис расслабленно откинулись на спинки стульев, словно приготовившись смотреть спектакль. 

Вера открыла тетрадь. Там появилась короткая рецензия Призрака на отсутствующий конспект с прошлого урока, на котором они записывали только то, что понимали. 

"Вера, ещё важнее знаний в этой жизни только наша способность быть честными с собой и другими. Вы не вели конспект намеренно. Но почему? Я вас чем-то обидел?".

Веру разозлило это послание от Призрака. "Боже, отстаньте от меня все! Неужели это так сложно! Шла ваша долбанная история лесом!".

Пока Вера злилась и переваривала послание учителя, на доске появились некоторые надписи. 

Призрак прочертил два столбца, озаглавив первый "Павел хороший", а второй - "Павел плохой".

- Сегодня я буду рассказывать вам об одном из самых противоречивых правителей в истории России. Ваша задача заполнить эти два столбца информацией. То, что в моем рассказе покажется вам фактом, характеризующим Павла как императора с положительной стороны, вписывайте в графу "Павел хороший", отрицательные его действия - в графу "Павел плохой". В конце урока мы всё это обсудим, а эксперты дадут свою оценку. 

Итак (Призрак сделал свой обычный пируэт), Павел! Что это был за человек?

Начнём с того, что на престол он взошёл в 44 года. Мать не любила его и планировала передать корону не ему, но внуку - Александру I. А Павел не любил её ответно и был сильно обижен. Вероятно, в этом была причина, что один из важнейших его указов изменил систему престолонаследия: отныне женщины становились в самый конец очереди в возможности занимать престол (в этом месте феминистка Аня выкрикнула "что-о-о-о?"), а наследниками становились сыновья и прочие мужчины рода в порядке старшинства. 

О Павле остались воспоминания как не о самом приятном человеке. Современники говорили, что он был капризен, деспотичен, переменчив в своих решениях, легко поддавался гневу, а порой и проявлял жестокость. Павел отличался подозрительностью, которая частенько напоминала манию преследования. А двумя его самыми любимыми занятиями были выпивка и воинские занятия (муштра). 

Вступив на престол, Павел ждал от подданных безоговорочного подчинения собственной власти. 

Многие преобразования Павел провел в пику своей умершей матери Екатерины II. В частности, он освободил из тюрем вольнодумцев екатерининского царствования Радищева и Новикова. Мать проводила продворянскую политику, а Павел, напротив, всячески ограничивал их права. Например, дворянам запретили подавать коллективные жалобы. Одновременно Павел разрешил подвергать дворян телесным наказаниям за уголовные преступления. А совсем уж возмутительным дворянам того времени показалось распоряжение об их возвращении из долгосрочных отпусков в полки. Иначе говоря, Павел попробовал снова обязать дворян службе, как это было при Петре I. 

К решению крестьянского вопроса Павел также подошёл весьма оригинально. В 1797 г. он принял манифест о трёхдневной барщине, согласно которому в воскресенье крестьянам следовало отдыхать, а на неделе работать на земле помещика не более трёх дней. Звучит неплохо, но в действительности указ носил не обязательный, а рекомендательный характер, и существенно печальную участь крестьян не изменил. 

Два других указа, улучшавших положения крестьян, касались их весьма небольшого количества. Первый - Павел ввёл запрет на продажу дворовых и безземельных крестьян, а второй - был введён запрет на продажу украинских крестьян без земли. 

Если в этом месте вы подумали, что Павел заботился об участи крестьян и стремился положить конец рабству, то спешу вас разочаровать и сообщить, что одновременно с принятыми указами, улучшающими положение крестьян, Павел массово раздавал фаворитам государственных крестьян, которые таким образом превращались в крепостных. Екатерина раздала за 34 года своего правления 800 тыс. душ, а Павел за 4 года - 600 тыс. душ (Призрак встретился глазами с феминисткой Аней и быстро добавил) обоего пола. 

Ещё из важного во внутренней политике я бы назвал возвращение Павлом коллегиальной системы управления. Его мать Екатерина II оставила только три коллегии в своё царствование - Военную, Адмиралтейскую и Иностранную, сын же восстановил их все как при Петре I. 

Подданные воспринимали Павла как государя, стремящегося к деспотической власти и как опасного лично для них правителя, который в любой момент может принять самое неожиданное и одновременное пренеприятное решение. 

Призрак замолчал и внимательно оглядел класс, пытаясь прочитать по лицам, какое впечатление произвёл на ребят его рассказ. Он увидел, как Эми, Глеб и Марк что-то старательно дописывали в свои тетради, увидел Веру, которая задумчиво смотрела в окно, вытянув вперед ноги и сложив на груди руки замком, увидел, лежащего на парте Бориса, и Марту, рисующую сердечко на полях тетради. 

С кого бы начать? 

- Борис, будьте добры, зачитайте то, что вы успели записать за мной в графу "Павел хороший".  

Борис поднял голову, выпрямился, нахмурился, протянул к себе тетрадь и на удивление бодро сказал: 

- Указ и трёхдневной барщине и дворян обязал служить. 

- Как интересно! - воскликнул Призрак, который краем глаза наблюдал, как Вера взяла ручку и записала за Борисом сказанное. - У всех ли так? У кого иначе?

- У меня иначе, - подняла руку Эми. - Я записала попытку вернуть обязательную службу для дворян в графу "Павел плохой". Мне кажется, этим шагом он дестабилизировал обстановку в стране и подталкивал дворян к бунту. Глупо, с его стороны. 

Я тоже отправил эту информацию в графу плохого, но по другой причине, - сказал Марк. - На мой взгляд, людей нельзя обязывать работать, если они по каким-то причинам не хотят или не могут. Иначе это уже какое-то рабство получается. Крестьяне рабы, так ещё и дворян рабами захотел сделать этот Павел.
Да вы чего? - вмешался в дискуссию Борис, который сверкал глазами с самого её начала. - Эти дворяне жили на всем готовом, мучили крестьян, и пользы никакой не приносили. Хоть бы работали, а не по балам шлялись!

- Кхм-кхм, - вмешался Призрак. - Друзья, прошу вас, давая свои оценки, стараться опираться не на эмоции, а на понятия пользы или вреда для развития страны. И использовать более научную лексику. Кто может перевести на научный язык, сказанное Марком и Борисом?

Эми подняла руку. 
- Марк имел в виду, что освобождение дворян от обязательной службы было шагом вперед на пути предоставления гражданам прав и свобод. А Борис, кажется, считает, что сохранение привилегированного положения дворян закрепляло в стране социальную несправедливость и тормозило прогресс. Борис предлагает лишить дворян привилегий, но не через предоставления крестьянам тех же прав, что и дворянам, а через лишение дворян прав и ухудшения их жизни. 


- Прекрасно! - резюмировал Призрак и обратил взор в сторону Веры, Марты и Бориса. - Нашим судьям сейчас самое время сделать отметки о выделившихся участниках дискуссии. 

Борис написал напротив своей фамилии большой плюс, маленький плюс он также поставил Эми. Марта поставила плюс Марку и Борису. Вера же поставила цифру 2 напротив имени Эми и единицы напротив Бориса и Марка. Сразу после этого она открыла в блокноте чистую страницу и написала там такой текст:

"Я хочу жить в самой высокой башне Москва-сити на самом высоком этаже. Я хочу, чтобы со мной вместе жила собака и кошка. Ближе к тридцати годам я хочу выйти замуж и родить двоих детей. У каждого из них будет отдельная комната в квартире в Москва-сити. И вообще, квартиру я хочу огромную. Примерно в пять комнат. Машину я не хочу. Я хочу хороший велосипед и самокат. Готовить я особо не люблю и не умею. Есть я буду в кафе или заказывать на дом доставку. Убираться могу сама. Ещё мне нужна хорошая игровая приставка и гардеробная. Кем я хочу работать, я не знаю, но мне нужно много свободного времени". 

Призрак снова вышел на середину класса и сказал:
- Теперь мы разберём внешнюю политику Павла I, которая, как и внутренняя, была весьма противоречивой. Как вы уже знаете, в 1789 году во Франции случилась Великая фрацузская революция. После нескольких лет революционного террора и неразберихи власть захватил Наполеон Бонапарт. Страны Европы объединились против Наполеона, опасаясь распространения революции на их государства. Россия ещё при Екатерине II договорилась отправить в Австрию корпус военных для борьбы с французами. Однако Павел I делал всё поперёк маменьки, и, придя к власти, решение Екатерины отменил. 

В этом месте Вера задумалась над словами "Павел I делал всё поперёк маменьки". Кажется, о чем-то похожем говорил ей сегодня психолог, но только про неё. В какую графу написать эту информацию? Павел плохой?

- Вмешательство в вооруженную борьбу России, - меж тем продолжал Призрак, - в результате спровоцировал сам Наполеон, когда в 1798 г. захватил остров Мальту, которую Павел взял под своё покровительство в предыдущий год. Павел не на шутку разозлился и отправил на Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. Ушаков провёл блестящую операцию и сумел захватить находившуюся в руках французов крепость Корфу. Благодаря этой победе русские войска приобрели военную базу в Восточном Средиземноморье. 

На суше дела тоже, казалось, развивались неполохо. Поначалу. 

В этом месте Призрак включил за своей спиной интерактивную доску и перед классом Андромеда развернулась карта Европы. 

- Вы видите Северную Италию. Сюда был направлен с войском наш легендарный полководец Александр Суворов, не проигравший ни одного сражения. Здесь под его командованием было освобождено много земель, занятых французами. Однако австрийцам в определенный момент стало невыгодно находиться в Италии вместе с русскими, и Суворову было предложено отправиться в Швейцарию. По плану, Суворов должен был соединиться в Швейцарии с войском другого русского военачальника Римского-Корсакова и австрийцами, чтобы совместно вторгнуться во Францию. 

Но план не был реализован. Австрийцы бросили Римского-Корсакова, который в одиночестве начал терпеть поражение от французов. Суворов вышел на помощь. Чтобы успеть, он выбрал самый короткий и самый трудный путь в Швейцарию через Альпы (Борис шепнул Вере: "Это название гор"), а именно - через перевал Сен-Готар. Он успешно довёл армию до конечного пункта назначения, но всё же опоздал: корпус Римского-Корсакова был разгромлен. 

Павел I велел русским войскам возвращаться домой. Разозлённый на Австрию и Англию, не оказавшим русским поддержки, он резко поменял политический курс. 
Заключил мир с Францией. Объединился с Пруссией против Австрии. А также заключил союз против Англии вместе с Пруссией, Швецией и Данией. Ещё он объявил о подготовке похода в Индию, чтобы досадить Англии ещё и таким образом.  

Чем бы увенчались эти военные авантюры, будь они доведены до конца, мы не знаем, потому что в ночь с 11 на 12 марта случился последний в истории дворцовый переворот, и Павел I был убит. 

Даю вам две минуты, чтобы завершить записи, после чего мы приступим к обсуждению, - закончил речь Призрак и с царственной осанкой сел за свой небольшой учительский стол. 

Через две минуты он позвонил в колокольчик и обратился к классу с вопросом:

- Кто хочет поделиться с нами своими соображениями насчет графы "Павел хороший" в связи с его внешней политикой?
Глеб поднял руку вверх. 

- Я определил выступление против Франции как "Павел хороший", туда же переход через Альпы Суворова и разрыв отношений с Австрией и Англией.

- Как интересно, - удивился Призрак. - Глеб, у вас и выступление против Франции, и мир с ней отмечены как положительные действия. Как такое может быть?

- Я считаю, политика должна соответствовать моменту, - ответил Глеб. - Изначально бороться с Францией имело смысл, раз они грозили распространять революцию. Но предательство Австрии и Англии нельзя было оставить без реакции, эти страны нужно было проучить и лучший способ - мир с Францией.  

- Так разорвал бы с ними союз и всё! Зачем при этом пытаться начинать новые войны! - злобно прокомментировал Борис. 

- Борис, сообщите, как распределили факты по графам вы, - прервал его Призрак. 

- Я считаю, что России была бы полезна революция, поэтому союз против Франции у меня в минусе. Переход через Альпы - повод для гордости нам, потомкам, поэтому плюс. Всё остальное у меня в минусе. 

- А у меня совсем не так! - запальчиво вмешался в дискуссию Марк. - Войн на свете не должно быть! Поэтому у меня все действия Павла - плохие. И как можно годиться тем, что кто-то одной с тобой национальности перешел через какие-то там горы, мне непонятно. 

- Кхм-кхм, - красноречиво покашлял Призрак. - Марк, старайтесь обойтись без эмоций. И без личных выпадов в адрес одноклассников. Если вам не нравится чье-то мнение, это не повод обижать его носителя, как и считать, что иное мнение глупее вашего.

Руку подняла Эми.

- Союз против Франции я отнесла к числу положительных решений. Франция угрожала тогда миру, Наполеон был намерен свергать режимы в других странах, он, как мы знаем, через время нападёт на Россию, поэтому Францию важно было затормозить. Переход через Альпы я тоже отнесла к положительному. В конце концов, Суворов сохранил армию, пытался помочь другому русскому отряду. Справился с задачей, хотя это было очень трудно. А вот разворот в политике Павла я посчитала решением негативным. России не было от него выгод. А проучить Англию и Австрию можно было бы как-то иначе. Предоставляя меньше гарантий своего участия в будущем в каких-либо совместных операциях, например. 

- Весьма разумное обоснование. Есть кому что добавить?

Феминистка Аня сообщила о своей солидарности с Эми, а модная девочка Наташа поддержала Марка в его пацифистских настроениях: "Хорошо, Наполеон был опасен. Не значит ли это, что России следовало в тот момент начать заниматься укреплением своей обороны? Зачем тратить силы и жизни русских солдат на помощь Австрии, Англии и всем остальным?"

- У нас получилась довольно интересная дискуссия, - Призрак сделал знак рукой, чтобы все замолчали и внимательно его слушали. - Как выяснилось, у учеников класса "Андромеда" оценка какого-либо явления целиком основывается на мировоззрении и личных ценностях. Это важно понимать про самих себя. Важно также иметь в виду, что такой подход к оценке явлений не является научным. Научно мыслит тот, кто не основывается на субъективном, то есть личном, но строит выводы на неких объективных основаниях. К сожалению, не уверен, что в исторической науке они до сих пор выработаны. Пацифизм - это моральная категория, а не научная. А попытка сравнивать поведение людей со взаимоотношением государств - некорректна. 

- И что, значит, мы в тупике? Как нам судить о пользе или вреде тех или иных событий, если вы говорите, что в науке ещё не выработаны критерии? 

Призрак задумался. 

- Думаю, мы все можем признать, что война Наполеона против России в 1812 году была для неё горем и экономическим ударом. Следовательно, давайте попробуем оценить действия Павла I, исходя из этой точки. Приближали его действия или отдаляли для России перспективу войны один на один с Францией?

Теперь пришло время задуматься ученикам класса "Андромеда". 

Марк поднял руку:

- Все действия против Франции я переношу в графу хорошего, а все действия против врагов Франции - в графу плохого.

- Это логичный шаг. Все ли с ним согласны? 

Призрак увидел, как один за другим ученики начали поднимать руки. В конце концов не поднял руку только один человек - Эми, лучшая ученица по истории в классе. 

- Эми, у вас, кажется, особое мнение. Нам всем интересно его услышать. 

- Все события внешней политик павловского времени я перенесла в графу отрицательного. Потому что, если конечная цель - остановить Наполеона и не допустить его на территорию России, то с ним следовало не воевать, а разговаривать. Как минимум, следовало с этого начать, попытаться. Услышать, что он хочет в обмен на то, чтобы заниматься преобразованием исключительно Франции, а не стран вокруг неё. Но попыток разговора не было. Наполеону сразу же объявили войну. Неудивительно, что он вошёл во вкус. Особенно, когда начал одерживать победы. 

- Хм. Весьма любопытная мысль, - прокомментировал Призрак. - Что ж, время подходит к концу, пора нашим судьям подвести итоги. Кто из учеников, на ваш взгляд, высказывал наиболее интересные идеи и обосновывал их наиболее убедительно? Борис, начнем с вас. 

Борис потянулся и неторопливо встал с места. 

- На первом месте у меня Эми, на втором - Марк, на третьем - Глеб.

Далее поднялась с места Вера. 

- На первом месте - Эми, на втором - Марк, на третьем - Борис. 

Наконец, пришло время услышать вердикт Марты. 

- У меня на первом месте - Марк, на втором - Борис, на третьем - Глеб. 

В классе зашептались. Глеб повернулся посмотреть на Эми и, хотя она и прятала взгляд, заметил, что в её глазах стоят слёзы. 

- Таким образом, получается, что первое место по итоговому подсчету баллов занимает Марк, второе - Эми, а третье - Борис, - сказал Призрак, после чего сделал свой фирменный пируэт в сторону Марты. - А вы, Марта, до конца года получаете дисквалификацию за несправедливое судейство. Я извещу остальных преподавателей "Лета", чтобы они вас не привлекали к подобной активности на своих занятиях.

Это был уже второй урок, на котором Марта голосовала против Эми. Не было никаких сомнений, что Марта не просто обиделась, но решила Эми мстить. 

"Сегодня я предложила дипломатию как способ избегания войны. Значит ли это, что мне стоит поговорить с Мартой?"

Эми вздохнула и, с биением сердца, написала Марте сообщение: "Марта, нам нужно поговорить. Желательно лично. Ты готова? Когда?"

На удивление, Марта ответила почти сразу. "Сегодня после уроков в раздевалке в три".

 

Вы прочитали до конца третью главу! Я очень рада! 

Пожалуйста, оставьте отзыв! :) Это поможет мне найти издателей для моего "НЕучебника"