Разбор плохого эссе по обществознанию

Разбор плохого эссе по обществознанию

Хорошее эссе мы разбирали в предыдущей статье, теперь посмотрим на плохое эссе и отметим его ошибки. 

Читаем текст плохого эссе:

«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» (А. Гельб)

В данной цитате А. Гельб поднимает проблему неразумности и бессмысленности поступков человека. Я считаю эту проблему актуальной в наши дни. Автор считает, что только человеку присущи необдуманные поступки. Ведь животные делают все инстинктивно и не могут себе навредить.

Я согласна с данным высказыванием. Действительно, деятельность человека отличается от активности животного. Мы, люди, приспосабливаемся к природной среде путем ее переработки, а животные путем перестройки собственного организма. Действия животных изначально запрограммированы.

И из этого следует самый бессмысленный поступок человека – разрушение природы. Люди наносят огромный вред окружающей среде. Все дошло до того, что это стало глобальной проблемой. А ведь человек ведет сознательную деятельность. Ее составляющие – мотив, цель, методы, средства и результат. Если человек ставит перед собой разумную цель, то его деятельность нельзя назвать бесполезной. Результат полностью зависит от того, какую цель мы ставим перед собой.

Люди в порыве эмоций могут совершить суицид. Животное же никогда не совершит такого глупого поступка, потому что у него есть инстинкт самосохранения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек, несмотря на то, что является самым разумным существом на Земле, способен совершать глупые и необдуманные поступки. Все зависит от поставленных целей. Ведь порой животное оказывается разумнее нас.

Проверка эссе Учителем с комментариями: 

«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» (А. Гельб)

В данной цитате А. Гельб поднимает проблему неразумности и бессмысленности поступков человека (Нет, он поднимает другую проблему: проблему того, что человек, в отличие от животного, – разумное существо. А это заставляет его часто поступать не так, как велят инстинкты, а так, как подсказывает разум, даже если он подсказывает бессмысленный, с точки зрения своей природы, поступок -  прыжок с парашютом, например, или любой другой поступок, иногда геройский, связанный с риском для жизни). Я считаю эту проблему актуальной в наши дни. (Выделение проблемы и актуальности – это то, что необходимо в сочинении по русскому языку в ЕГЭ, но НЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ). Автор считает, что только человеку присущи необдуманные поступки. Ведь животные делают все инстинктивно и не могут себе навредить (Почему же? Могут. Фактическая ошибка).

Комментарий по первой части: задача первой части эссе - объяснить смысл фразы, и эта задача выполнена на низком уровне, и есть опасность, что строгий экзаменатор поставит 0 баллов. Обычно на объяснение высказывания уходит 3-5 предложений. Также не хватает теоретической части. Она включает в себя объяснение одного-двух ключевых понятий и теоретические положения.  

Я согласна с данным высказыванием. Действительно, деятельность человека отличается от активности животного. Мы, люди, приспосабливаемся к природной среде путем ее переработки, а животные путем перестройки собственного организма (Нет, животные, как и человек, не способны перестроить собственный организм. Организм и человека, и животного перестраивает эволюция. Правильней было бы так: «Мы, люди, приспосабливаемся к природной среде путем ее переработки, а животные путем адаптации к внешней среде, не меняя ее»). Действия животных изначально запрограммированы.

И из этого следует самый бессмысленный поступок человека – разрушение природы. Люди наносят огромный вред окружающей среде. Все дошло до того, что это стало глобальной проблемой. А ведь человек ведет сознательную деятельность. Ее составляющие – мотив, цель, методы, средства и результат. (Не совсем уместная вставка теоретического материала об элементах деятельности. Слишком искусственная, никак не связана с мыслью, которую вы развиваете. Вычеркнуть.) Если человек ставит перед собой разумную цель, то его деятельность нельзя назвать бесполезной. Результат полностью зависит от того, какую цель мы ставим перед собой.

Комментарий аргумента и примера: аргумент (его попытка) есть, примера нет. Аргумент написан путано. Как эти слова доказывают правильность мысли автора высказывания? Нет логики в высказывании.

Люди в порыве эмоций могут совершить суицид. Животное же никогда не совершит такого глупого поступка, потому что у него есть инстинкт самосохранения.

Комментарий аргумента и примера: аргумента нет, есть пример. Какую мысль иллюстрирует этот пример? Нет мысли, не написана.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек, несмотря на то, что является самым разумным существом на Земле, способен совершать глупые и необдуманные поступки. Все зависит от поставленных целей. Ведь порой животное оказывается разумнее нас. (Последние два предложения малосвязаны с первым. Лучше их переписать)

 

БАЛЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ:

1 балл

"Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования".

(этот критерий называется "раскрытие смысла высказывания")

1 балл

2 балла человек получает за то, что:

"В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения".

(этот критерий называется "теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие и корректность теоретических положений")

0 баллов

1 балл человек получает за то, что в его сочинении:

"В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод". 

(этот критерий называется "связность и логичность рассуждений, выводов")

1 балл

2 балла человек получает за то, что:

"Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею / тезис / положение / рассуждение / вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. 

Имеется явная связь каждого факта / примера с приведённой в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом". 

(этот критерий называется "качество приводимых социальных фактов и примеров")

0 баллов

Всего: 2 балла из 6

РЕКОМЕНДАЦИИ автору эссе от нашего Учителя:

1. В эссе необходимо добавить теоретическую часть. Эта часть обязательна при написании эссе, она влючает в себя объяснение одного-двух понятий и теоретические положения. 

2. Попробуйте писать по приведенному на нашем сайте плану. Начинайте аргументы со слов «во-первых» и «во-вторых», это поможет вам структурировать текст.

3. Аргументы в защиту своей позиции – это ответ на вопрос, почему вы согласны с высказыванием автора. Держите это в голове, когда их пишите. Ищите примеры для аргументов. Примеры не должны быть короткими, примеры всегда длинные и содержат фактическубю информацию.  

4. Не выделяйте проблему и актуальность. Они не оцениваются по критериям и только сбивают мысль.

 

Узнать, как писать эссе на пять баллов